Иностранные компании, которые решат вернуться в Россию после ухода вряд ли смогут снова работать на прежних условиях.
От них могут потребовать локализации производства на территории России, или заплатить «налог на возврат» в качестве компенсации за доставленные рынку неудобства, а также в виде протекционистской меры для отечественных производителей.
Таким мнением в интервью РИАМО поделился политолог МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент Артем Косоруков, комментируя сообщения в СМИ о возможном возвращении таких компаний, как UNIQLO, H&M, Zara, Bershka.
Косоруков указал, что требование о локализации практикуется в автоиндустрии и электронике. Он не исключил, что компаниям предоставят возможность снова работать в России только через российские юрлица.
В любом случае, иностранный бизнес столкнется с некоторыми сложностями как внутри России, так и с подачи западных регуляторов. Здесь многое будет зависеть от политической ситуации.
Что касается последствий возвращения, то тут может быть двойственный эффект. Для сильных российских компаний это будет усиление конкуренции – своего рода вызов, стимул активнее развиваться. Слабые компании могут потерять долю рынка, а то и вовсе остаться без ниши для сбыта.
Для потребителей ситуация грозит обернуться ростом цен, ведь возвращающиеся бренды наверняка захотят заложить в цену новые риски и логистические сложности. В долгосрочной перспективе потенциал подорожания отчасти нивелируется конкуренцией.