Накануне юбилейного, 15-го по счету анимационного фестиваля в Суздале мультипликаторы бьют тревогу. Сложившуюся ситуацию они считают катастрофой. И если их не услышат, славная некогда российская анимация перестанет существовать как отрасль.
В прошлом году на фестивале в Суздале были побиты все рекорды: 102 фильма в конкурсной программе -- никогда еще в истории постсоветской анимации не было такого богатого урожая. Однако уже тогда эти плоды жирных лет не слишком радовали. Фестиваль проходил в самый разгар кризиса, к тому моменту многие студии, лишенные финансирования, простаивали, проекты приостанавливались или сворачивались вовсе. Веселые и бесшабашные обычно аниматоры шутили тогда мрачно. В воздухе витали невеселые предчувствия, как бы тот фестиваль не оказался последним.
Непрофильный актив
Хорошая новость заключается в том, что самые пессимистические прогнозы не сбылись -- юбилейный, XV анимационный российский фестиваль состоится. Количество фильмов-участников тоже вроде немалое -- 82 фильма в конкурсе. Впрочем, цифра эта не должна вводить в заблуждение: многие фильмы были начаты задолго до кризиса. А то, что в прошлом году ощущалось как катастрофа, -- кризис, недофинансирование со стороны государства, уход инвесторов -- оказалось только цветочками.
В начале февраля аниматоры написали открытое письмо президенту Медведеву и премьеру Путину. Начинается оно так: «Все российское анимационное сообщество потрясено новостью, которая практически является смертным приговором отечественной анимации».
Речь идет о принятом правительством Российской Федерации постановлении за № 1216 от 31.12.2009 гОДА «Об утверждении правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии».
Это распределение, считают профессионалы, ставит под удар финансирование анимационного кино. «У Министерства культуры, которое до этого времени финансировало весь кинематограф, отобрали очень большой кусок, -- разъясняет ситуацию Александр Герасимов, директор анимационного фестиваля, генеральный продюсер студии «Мастер-фильм». -- И оставили при этом «непрофильные активы»: мультипликацию, документалистику, дебюты, авторское кино -- одним словом, то, где много возни и мало денег. В итоге, по прикидкам некоторых специалистов, мультипликация может получить примерно в два раза меньше финансирования, чем в прошлом году. Вот это уже ягодки. Это грозит закрытием студий…»
Спускаясь с горы
Всемирно известная студия «Пилот» уже больше года стоит практически без работы. Будущее прославленного детища Александра Татарского, собравшего под своим началом настоящий цвет российской анимации, выглядит еще более печальным.
«К сожалению, так получилось, что российская анимация последние десятилетия жила и развивалась в основном благодаря госфинансированию, -- считает режиссер студии «Пилот» Сергей Меринов, автор нескольких фильмов и пластилиновых заставок серии «Гора самоцветов». -- Даже коммерческие проекты можно было начать только с помощью государственного стартового капитала. Я уж не говорю об авторском, студенческом кино, которое и должно датироваться, как и во всем мире, государством. Если это государство, конечно, хочет иметь собственную киношколу, а не показывать только американские фильмы».
Однако дешевые и не всегда качественные пакетные иностранные мультсериалы показались чиновникам более соответствующими духу времени. Один из самых патриотических проектов -- «Гора самоцветов», в котором на основе сказок народов России показывались вся красота, многообразие и богатство страны, объявлен на сегодняшний день закрытым.
«Никто нам ничего официально не сообщил. Просто администратор пошла в Госкино, а ей сказали: насчет «Горы» больше не беспокойтесь… -- рассказывает Эдуард Назаров, художник, режиссер, председатель художественного света студии «Пилот». -- Пять лет назад стараниями Саши Татарского мы начали этот проект. И Госкино, и совет министров, и правительство, и Дума -- и верхняя палата, и нижняя -- аплодировали, взахлеб хвалили: это такая отличная идея, патриотизм в чистом виде... Все кричали: зеленый свет, отдельное финансирование, фильм фильмов… И тут все пришло к нулю».
Таким образом, вместо 104 серий, которые планировали на «Пилоте», вышло на сегодняшний день 48, еще шесть находится в производстве (довольно давно, поскольку несколько самых трудных месяцев прошлого года студия была вообще закрыта). И видимо, это все.
Нет денег -- нет мультиков
Динамично начавшийся было проект «Мульти-Россия», с которым сотрудничали пилотовцы, тоже приостановлен. Уже полгода как новые серии не снимаются. А ведь у этих одноминутных роликов, где пластилиновый медведь путешествует по разным городам России и рассказывает про каждый удивительные вещи, казалось бы, такой большой потенциал. Часть из них заказывали сами регионы, до сих пор приходят письма с просьбами «прислать медведя к нам».
Если государственное финансирование, которое составляло традиционно более 90% бюджета любого анимационного проекта, сократится, собрать даже оставшиеся десять станет невыполнимой задачей. Ни один здравомыслящий бизнесмен не станет вкладывать деньги в заранее бесперспективное дело.
И в школу не пойдем
«Анимация -- дело долгое, сложное, требующее серьезной, кропотливой работы, -- говорит режиссер Сергей Меринов. -- Перерыв на год в финансировании, при том что перебои были и в течение трех последних лет, может привести к необратимым последствиям».
«Самое печальное, что начнется перетекание уникальных специалистов в другие отрасли, -- прогнозирует Александр Герасимов, -- дизайн, компьютерная графика, реклама, да все, что угодно, -- туда, где платят нормальные деньги. А обратно собрать таких специалистов будет очень сложно».
«В любом процессе сначала нужна школа. Школа советской мультипликации пропала. Сейчас этим никто не занимается, -- констатирует Эдуард Васильевич Назаров. -- Нет структуры образования. Раньше была колоссальная студия «Союзмультфильм», на которой работали 600 человек и выпускалось 40 фильмов в год. Это был и институт, и техникум, и рабочее место. И будущее, и прошлое, и настоящее. Мы пацанами с Юрием Борисовичем Норштейном ходили за Ивановым-Вано, за Атамановым, за Полковниковым, за Хитруком. И ловили каждое слово и каждый жест. Как в классической академии -- все растет от учителя. Ничего этого сейчас нет».
Лети с приветом
В своем письме, адресованном лидерам государства, видные российские деятели анимации обращаются к недавней истории: «Весь ужас в том, что более 15 лет назад отечественная анимация уже пережила агонию. Многие уникальные специалисты ушли из профессии, разрушились связи, перестали действовать студии. Только при финансовой помощи государства анимационному сообществу удалось по крупицам воссоздать то, что сегодня можно уже назвать производством анимационных фильмов в стране. Если с таким трудом раскрученный маховик производства будет вновь остановлен, шансы на возрождение анимации в ближайшие годы практически равны нулю. Мы вновь будем отброшены на десятилетия назад от мирового анимационного процесса».
Интересно, что именно 15 лет назад в Тарусе прошел первый Открытый российский анимационный фестиваль. Отечественная мультипликация тогда еще находилась в глубокой перестроечной прострации. Тем не менее в конкурсе Тарусы-96 участвовали работы Андрея Хржановского, Юрия Норштейна, Оксаны Черкасовой и других классиков.
Станет ли XV фестиваль финалом старой истории или началом нового, более рационального пути развития отечественной анимации? Пока ответ на свое письмо аниматоры не получили.