Попробовав разные схемы продажи контента в сети, участники рынка пришли к модели, которая больше всего устраивает и потребителей, и владельцев прав на контент, и коммерсантов. Эта схема – подписка.
Рынок продажи контента в интернете продолжает формироваться. Какая схема лучше сможет учесть интересы всех участников этого рынка, та и станет доминирующей.
Товар
Электронные книги -- самый старый тип контента на рынке, который был доступен еще во времена малых скоростей соединения и низкой производительности компьютеров. Права на текстовые версии электронных книг принадлежат или издательствам, или авторам, если они не передавали их кому-либо. Существует также огромное количество старых текстов, классических произведений, срок действия прав на которые истек.
Аудиокниги, начитанные диктором тексты, популярны у владельцев плееров и автолюбителей. Издатели аудиокниг, как и издатели электронных текстов, имеют большой опыт продаж в сети, поэтому с ними легче всего работать продавцам контента.
Музыка также получила большое распространение в сети. Права на музыкальные произведения принадлежат как крупным, так и небольшим студиям. Особенность российского рынка музыки -- огромное количество «Студий одного исполнителя», поэтому при формировании каталога для продажи большой трудностью является заключение договоров со многими правообладателями.
Фильмы в огромном количестве присутствуют на торрент-трекерах, но универсальных и удобных каналов их легального распространения нет. Зритель часто не имеет альтернативы, и вынужден выбирать пиратский канал потому, что за деньги просто не может получить нужный фильм. Права на фильмы принадлежат киностудиям. На российском рынке кинопродукции, как и на рынке музыки, присутствует большое количество небольших студий.
Продажа контента через подписку
Наиболее удобная для потребителя форма продажи -- подписка, когда за фиксированную плату в месяц можно получить доступ к определенному объему содержания. При этом выбор конкретных треков остается за потребителем.
«Модель продажи по трекам в онлайне оказалась неэффективной в России, -- говорит Роман Романенко, директор по цифровым продажам Sony Music в России. -- «Аймобилко» разработала уникальную модель продажи контента по подписке, благодаря чему мы смогли подписать договор о сотрудничестве на новых не только для нас, но и для всего рынка условиях. Мы надеемся, что такая модель позволит значительно увеличить продажи легальной музыки в России и поможет эффективнее бороться с пиратством».
Схема, предложенная «Аймобилко», предполагает за 499 руб. в течение 30 дней скачивать по одному фильму, книге, аудиокниге или музыкальному альбому. После окончания подписки все файлы остаются в распоряжении пользователя. Если пользователь качает контент ежедневно, то каждая единица обходится ему в 17 руб.
По словам Николая Белоусова, генерального директора «Аймобилко», проще всего было договориться с издателями электронных и аудиокниг. Очевидно, что потребление подобной продукции имеет естественные ограничения. Так, люди в среднем читают всего три электронные книги в месяц. Музыкальные и киностудии главной проблемой считают низкую стоимость контента при подобной схеме продаж. Но тот факт, что продавать по низкой цене все-таки лучше, чем не продавать вообще, повлиял на Sony Music, Warner Music Group и крупнейших российских мэйджоров: фирму грамзаписи «Никитин», Первое музыкальное издательство, «Мелодия».
Все эти студии, а также крупнейшие издательства России заключили с «Аймобилко» контракты.
Действительно ли выбранная схема продаж самая перспективная, покажет время. Но Николай Белоусов считает, что к потреблению пиратской продукции людей толкают не преступные наклонности или недостаток средств, а отсутствие удобных легальных каналов распространения контента.