В арт-новостях британцы подводят итоги десятилетия и приглашают на цифровой пленэр, а американские старушки сводят с ума арт-тусовку по обе стороны океана.
Всеобщий хит-парад
Что бы мы делали, если бы каждый год заботливые СМИ не определяли для нас лучшие фильмы, платья, звездных младенцев и т. д. От рейтингов не спрятаться и не скрыться и в мире искусства. Итоги подводят все, от президентов до киношников. А тут еще и конец десятилетия подоспел: The Sunday Times взялась за дело масштабно, поделившись своим хит-листом лучших арт-событий. Номером один издание посчитало выставку Тициана 2003 года. «Всего 42 работы, но каждая из них – шедевр». Да, сейчас так уже не пишут, а судя по дате, и не выставляют.
У других масштабных экспозиций первой половины 2000-х -- Ван Гога и Гогена, Караваджо, Пикассо, Веласкеса и Вермеера -- тоже топовые места в рейтинге. 2009 год отметился в списке лишь открытием Галереи Средних веков и Возрождения в Музее Виктории и Альберта, да развивающей ту же тему выставкой религиозного искусства Испании в Национальной галерее.
Обозреватели The Times, в свою очередь, посчитали лучшие экспозиции года будущего. За дело популяризации искусства в непростые кризисные времена издание взялось с энтузиазмом, решив свой многообещающий обзор в жанре, сильно напоминающем викторианские наставления для семейного досуга.
Жанр, видимо, оказал влияние и на выбор лучшей десятки. Выставка Боттичелли в Städel Museumво Франкфурте, «Назад к Барокко: от Караваджо до Вантичелли» в Неаполе, живопись римской империи в Вечном городе, Тициан, Тинторетто и Веронезе в Венеции и другие проверенные временем мастера.
Продвинутые читатели интернет-версии разразились возмущенными комментариями: «Маловато современного искусства будет!». Ведь, по сути, им предложили лишь Московскую биеннале современного искусства, которая и заканчивается как раз с наступлением Нового года. Видимо, впечатлений должно хватить на год вперед.
Сухие цифры
Впрочем, дань современности The Times все же отдает. И пусть сочетание «цифровое искусство» для многих звучит оксюмороном вроде «честного политического деятеля». Художники, променявшие мольберты на пиксели, пытаются реабилитироваться в Музее Виктории и Альберта выставкой «Decode: сенсации цифрового дизайна». Доказывая органичность этого направления, мастера показывают результаты своеобразного компьютерного пленэра. Флоральные формы на любой вкус: травы, реагирующие на дуновение вполне реального ветра, одуванчик выше человеческого роста, чьи семена можно сдуть феном, цветы, будто состоящие из набора букв и знаков. Этот мир -- отдушина для тех, кому, как и его автору, Даниэлю Брауну, отсутствие симметрии в природе всегда казалось недостатком. А для потребителей этого искусства -- редкая возможность покуражиться всласть, даже если скакать по полям реальных одуванчиков лень или некогда. Помимо ботанических наблюдений на выставке можно поплескаться в краске и поиграть в кошки-мышки с огромным глазом, который сочетает пристальность Сауронова Ока с подражательностью попугая. Все, разумеется, цифровое, а значит, возобновляемое. И семена вырастают снова и снова, и руки остаются чистыми. И экспириенс вроде при тебе. Смеяться или плакать от таких широких возможностей можно до апреля 2010 года.
Девяносто лет в ожидании
Заокеанское арт-сообщество радует небанальным подходом. The New York Times чествует не старых мастеров, а вполне себе современного автора. Пусть художнице Кармен Эррере и исполнилось 94. Зато эта добродушно улыбающаяся с фотографий старушка -- новичок в живописи. Первую работу художница продала в 2004 году. С тех пор ее творения успели появиться в коллекциях MoMA и Tate Modern. Теперь вот собирает всевозможные премии. Нехитрые математические вычисления способны вселить неслабый оптимизм во всех непризнанных 20-летних. Шесть десятилетий живописи «в стол» не повод для отчаяния. Как говорится: «Автобус приходит к тому, кто умеет ждать». Вот и не особенно скрываемый секрет творческого долголетия госпожи Эрреры таится в вечных ценностях: «Никогда в жизни я не думала о деньгах. Я считала славу очень вульгарной вещью. Я просто работала и ждала. И в конце жизни я получаю широкое признание, что радует и изумляет». Дело, видимо, в том, что мир только сейчас дорос до ее живописи. «Она не рисовала кубинские пейзажи или тропические цветы – то, что можно ожидать от эмигранта, который долго жил в Париже. Она просто опередила свое время», -- считает директор El Museo del Barrio в восточном Гарлеме Джулиан Зугазагаитиа.К середине девятого десятка художница обрела и европейскую славу. Госпожа Эррера проняла даже ударившихся в классику британцев. Этим летом издание The Observer назвало ее абстрактную живопись открытием десятилетия, а выставку этого года включило в состав 10 лучших экспозиций года.