Новой работой экс-сенатора Андрея Вавилова стала hi-tech компания SuperOx, специализирующаяся на разработке высокотемпературных сверхпроводников. Проект вписывается в концепцию сколковского иннограда.
Экс-сенатор Андрей Вавилов займется разработкой и внедрением в производство сверхпроводников. Он стал председателем совета директоров ЗАО «СуперОкс», разрабатывающего новые сверхпроводящие электротехнические материалы на основе тонких текстурированных покрытий высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) на металлических лентах. Об этом Infox.ru рассказал генеральный директор ЗАО «СуперОкс» Алексей Кучаев.
Принадлежащий Андрею Вавилову фонд «Научный потенциал» выделяет гранты на различные научные проекты, рассказывает Кучаев. Сначала лаборатория профессора МГУ Андрея Кауля, которая уже несколько десятков лет занимается проблемами сверхпроводимости, получила такой грант, но затем в фонде поняли, что работа лаборатории имеет перспективы, и выделили ее в отдельную венчурную компанию «СуперОкс».
На сайте фонда «Научный потенциал», основателем и руководителем которого является Андрей Вавилов, говорится, что экс-сенатор «планирует сосредоточиться на реализации крупного проекта в сфере инновационных технологий, который требует постоянной концентрации внимания и больших временных затрат».
Высокотемпературная сверхпроводимость – одна из приоритетных тем, над которой будут работать в инновационном центре в подмосковном Сколкове – будущем российском аналоге Кремниевой долины. Проект Росатома именно по разработке высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП) стал пока единственным одобренным проектом среди предложенных правительственной комиссией по модернизации. Об этом в среду в ходе встречи первого заместителя администрации президента Владислава Суркова с молодыми учеными рассказал Станислав Воскресенский, заместитель министра экономического развития России, курирующий в комиссии вопросы повышения энергоэффективности.
По словам замглавы министерства, одобренный проект предусматривает производство ВТСП-ленты, накопителей энергии, ограничителей тока и так далее. Проект уже частично профинансирован, и у него есть возможность «быстрого выхода на рынок», заверил Станислав Воскресенский. Основными производителями ленты в мире сейчас являются две американские компании, которые в сумме производят 2 тыс. километров ленты в год.
Речь идет о компаниях Superpower и American Superconductor, знает Алексей Кучаев. Хотя разработкой высокотемпературных сверхпроводников второго поколения занимаются многие компании по всему миру, их отставание от двух лидеров достаточно ощутимое, говорит глава «СуперОкс». «Если я правильно понимаю, ленту или технологию ее производства российские власти намерены купить у одной из двух американских компаний, а самим в России заниматься производством оборудования», -- полагает он. Но, по его мнению, самым ценным продуктом в ВТСП-изделиях является именно сам сверхпроводник. «Опыт показывает, что успешных проектов по конечным изделиям гораздо больше, чем успешных проектов по ленте. Мне кажется, здесь можно провести такую аналогию: Россия хочет собирать компьютеры и покупает процессоры за рубежом, а остальное собирает у себя, хотя самая высокая добавленная стоимость получается именно на процессорах», – отмечает эксперт.
«Мы занимаемся разработкой технологии производства ВТСП-лент второго поколения, – говорит он. – В лентах первого поколения сверхпроводник запекается в серебряные матрицы, и доля серебра в конечном продукте достигает 70%, что ограничивает потенциал снижения стоимости. Стоимость материалов, используемых в проводниках второго поколения, ниже, чем в проводниках первого поколения, но технология производства новых проводников пока дороже, чем технология производства их предшественников».
Единой технологии производства сверхпроводников второго поколения нет. Общее во всех технологиях то, что на металлическую подложку наносятся буферные слои, затем слой ВТСП и защитные слои, объясняет Алексей Кучаев. «Но технологии различаются тем, какие слои и какими методами они наносятся, все методы в первом приближении можно разделить на физические и химические, – продолжает он. – Физические довольно медлительные и требуют дорогостоящего оборудования и специфических условий, например, высокого вакуума. Но качество при таком способе нанесения слоев получается хорошим. А химические методы дешевые, быстрые, но не всегда удается достичь такого же качества». Каждая компания часть слоев наносит физическими способами, часть -- химическими. «СуперОкс» использует только химические способы нанесения. «Исторически все программы по сверхпроводимости, которые развивались в США, Японии, Корее, ставили основной целью получить проводник заданного качества, с заданным критическим током, поэтому компании делали упор на физические методы, – вспоминает глава компании. – После того как необходимое качество было получено, многие компании стали стремиться сократить долю физических методов в своих технологиях. В этом же направлении движутся и Superpower, и American Superconductor. Пока не так успешно, как им хотелось бы».
Алексей Кучаев полагает, что одобренный к разработке в Сколкове проект, о котором в среду говорил Станислав Воскресенский, предложила компания «Русский сверхпроводник». «Она появилась несколько лет назад в рамках деятельности центра «Росатом-Инновации» и занимается в основном конечными изделиями, – говорит он. – Что касается ленты, компания поддерживает деятельность нескольких научных групп, но все они практически на начальной стадии, и им предстоит многое сделать для получения конечного продукта».
Высокотемпературная сверхпроводимость сейчас работает при температуре жидкого азота. Научное сообщество хочет получить сверхпроводники, работающие при более высокой температуре, рассказывает глава компании.
Ученые-оппоненты считают, что такие сверхпроводники получить в принципе нельзя, или сомневаются, что такие сверхпроводники можно использовать в промышленности, потому что для них нужна криогеника. «Сверхпроводимость при комнатной температуре постоянно открывают уже много лет, но каждый раз со скандалом закрывают, -- предупреждает член-корреспондент Российской академии наук, заместитель декана факультета наук о материалах МГУ Евгений Гудилин. -- Теория этого не запрещает, но пока это никому не удавалось».
Существует два способа определения стоимости ВТСП-лент: можно делить доллары на число метров, а можно делить доллары не только на метры, но и на пропускную способность сверхпроводников. По первому методу оценки стоимость американских лент сейчас составляет от $40 до $60 за метр. Лента такой же ширины производства «СуперОкс» будет стоить $5, надеется Алексей Кучаев. Если учитывать и пропускную способность, то сверхпроводники у европейской компании Teva – больше $1000, American Superconductor – около $600, Superpower – $400. «Для сравнения, медь стоит сейчас около $50 за килоампер-метр, правда, для комплексной оценки также нужно учитывать потери энергии, и в итоге экономия оказывается не всегда в пользу меди», – добавляет Алексей Кучаев.
По словам Евгения Гудилина, ВТСП в последние годы развивается лишь в одном направлении -- в создании ВТСП-лент. «И в этом направлении уже есть множество серьезных know how, выстраданных в течение нескольких десятков лет; это направление кажется вполне перспективным, -- говорит он. -- Адронный коллайдер успешно запустили, а ведь в нем используются сверхпроводники».