Алексий II готов оказать Абхазии и Южной Осетии помощь, но только духовную. В отличие от российских властей РПЦ идти на конфликт с Грузинской православной церковью не видит смысла.
В четверг в Москве начались переговоры патриарха Алексия II и епископов Грузинской православной церкви. В составе делегации, кроме епископов городов Поти и Гори, бывший посол Грузии в России Зураб Абашидзе. Возглавляет делегацию председатель Иностранного отдела Грузинской патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим.
Главным вопросом встречи Московская патриархия называет оказание духовной помощи православным Абхазии и Южной Осетии. Впрочем, здесь предпочитают избегать прямого ответа на вопрос, готова ли РПЦ принять Абхазскую и Осетинскую епархии под свою юрисдикцию. «Вопрос о пастырском окормлении верующих, живущих в Южной Осетии и Абазии, будет предметом обсуждения на этой встрече. Но сегодняшней встречей его решение не ограничится», -- отметил в разговоре с корреспондентом Infox.ru замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Вопрос о церквях
Месяц назад Священный синод РПЦ так и не принял решения о приеме под свой омофор Осетинской и Абхазской православных церквей. Широкой огласки тогда эта новость не получила: прессу больше волновала участь скандально известного епископа Диомида, который на этом заседании был лишен сана. Формально православные Южной Осетии и Абхазии относятся к юрисдикции Грузинской церкви, на самом же деле откололись от нее и неоднократно изъявляли желание войти в состав РПЦ. Долгое время основным препятствием в решении этого вопроса был непризнанный статус обеих самопровозглашенных республик, но после решения президента России Дмитрия Медведева о признании независимости Южной Осетии и Абхазии ситуация в корне изменилась.
Абхазия
В Абхазской епархии рассчитывают, что встреча Алексия и грузинских епископов внесет ясность в ее положение. Дело в том, что епархия вот уже 15 лет живет без епископа и ее канонический статус, по сути, не определен.
Как рассказал Infox.ru эконом находящегося в Абхазии Новоафонского монастыря иеромонах Андрей, в 1993 году после освобождения абхазскими войсками Сухуми глава епархии архиепископ Даниил вместе с другими клириками грузинской национальности уехал в Грузию. Поэтому теперь прихожане окормляются вернувшимися на родину священниками-абхазами, рукоположенными в сан в различных епархиях России. Главой абхазской православной общины является священник Виссарион Аплиаа. Сейчас епархия насчитывает 15 приходов, 15 священников и два действующих монастыря. «Мы рассчитываем на христианскую помощь со стороны РПЦ», -- отмечают в епархии.
Согласно канону рукоположить духовное лицо в епископы могут два или три архиерея, поэтому в Абхазской епархии рассчитывают на помощь других православных церквей и на то, что московский и грузинский патриархи все-таки придут к компромиссному решению. При этом в Абхазской епархии не скрывают, что ориентированы на Московскую патриархию.
Южная Осетия
Не менее сложная ситуация и в Южной Осетии. Аланская епархия в нынешнем ее виде появилась на территории республики более десяти лет назад. В начале 1990-х годов священнослужители Южной Осетии впервые объявили о воссоздании Аланской епархии. После неоднократных обращений к РПЦ местные священнослужители заручились поддержкой главы Греческой старостильной церкви митрополита Киприана и перешли под ее омофор (эта церковь не подчиняется ни Вселенскому патриарху, ни Элладской церкви, и у нее самой сложные отношения с православным миром). Возглавляет епархию епископ Георгий (Пухатэ).
Мнение
Социолог религии Николай Митрохин ничего кардинального от этой встречи не ждет. «Она предполагает скорее демонстрацию дружбы, чем решения практических вопросов», -- считает он. При этом для РПЦ слишком мало смысла брать под свое крыло эти территории и портить отношения с грузинской церковью, одной из немногих своих союзниц в православном мире. Население Абхазии и Южной Осетии номинально считают частично мусульманским, частично христианским, отмечает эксперт, на самом же деле здесь наиболее актуально язычество и практикуются общегосударственные моления святым духам, в которых нередко принимают участие как мусульманские, так и христианские священники.
Как считает Митрохин, РПЦ в подобной ситуации воздержится от резких шагов и решений. «Во время событий в Южной Осетии Алексий II ни слова не сказал в поддержку России, -- напомнил собеседник Infox.ru, -- а духовенство в основном демонстрировало нейтралитет, что само по себе является уникальным случаем, ведь обычно оно поддерживает действия власти».