Росавиация предлагает Минтрансу законодательно ввести запрет на ввоз для эксплуатации в России самолетов старше 15 лет, а с 2014 г. не вносить в свидетельство эксплуатанта воздушные суда иностранного производства, которые зарегистрированы не в госреестре РФ.
Напомним, что сразу после авиакатастрофы в Казани 17 ноября депутаты Госдумы предложили ввести ограничения на возрастные воздушные суда. Единороссы внесли законопроект, направленный на ограничение с 2017 года использования гражданского воздушного судна, с момента выпуска которого прошло более 20 лет. Похожий законопроект предлагал зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев, выступающий за ограничение эксплуатации самолетов старше 15 лет.
Инициатива и предложения Росавиации пришлись как никогда кстати: «Необходимо законодательно запретить ввоз для эксплуатации в РФ при выполнении коммерческих полетов тех воздушных судов, срок службы (эксплуатации) которых превышает 15 лет», - говорится в письме руководителя Росавиации Александра Нерадько на имя министра транспорта РФ Максима Соколова от 29 ноября, копия которого есть в распоряжении «Интерфакса».
Как сообщают СМИ в письме содержатся предложения по стимулированию использования отечественными авиакомпаниями государственного реестра гражданских воздушных судов РФ.
«С 2014 года не вносить в свидетельство эксплуатанта воздушные суда иностранного производства, зарегистрированные не в государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Решить вопрос о запрете с 2018 года эксплуатации в авиакомпаниях России воздушных судов иностранного производства, зарегистрированных не в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. Для реализации вышеуказанных мероприятий внести необходимые изменения в нормативные правовые акты (воздушное законодательство РФ). Это позволит восстановить в полном объеме национальную систему поддержания летной годности воздушных судов», - отмечается в письме.
Как сообщает «Интерфакс», комментарий Минтранса получить пока не удалось, однако Соколов в онлайн-интервью «Газете.ру» 27 ноября говорил, что «безопасность самолета определяется не его возрастом, а сертификатом, или качеством его летной годности, которую как раз и подтверждает выданный, в данном случае Росавиацией, такой сертификат».
«Если же проводить какие-то аналогии с международным авиационным рынком, то, по статистическим данным, кстати, полученным от Межгосударственного авиационного комитета (МАК), у нас максимальное количество катастроф в мире пришлось как раз на самолеты, возраст которых менее 5 лет. А если посмотреть уже более детально на статистику, то, как ни странно, с увеличением возраста самолета количество катастроф и авиапроисшествий с ним снижается», - говорил он.
Позицию Минтранса поддерживает и МАК, который в ноябре заявлял, что главное для безопасности - летная годность самолета, а не его возраст. «Прямой зависимости между катастрофами воздушных судов и их возрастом нет. За последние пять лет количество катастроф в мире, включая Россию, с воздушными судами пассажировместимостью более 50 мест одинаковое для самолетов возраста до 5 лет и свыше 30 лет. По имеющейся информации, средний возраст эксплуатируемых в США самолетов Boeing-737-500 - 20,4 года, в Европе - 20,3 года» - говорилось в сообщении МАК.
По мнению экспертов ситуация более чем парадоксальная – министр не слушает руководителя Росавиации, ставя мнения МАК выше. При этом сам министр пользуется неверной статистикой, ведь согласно всем данным падают как раз старые самолеты.
Причем как уже писали СМИ – позиция МАК по противодействию установлению предельного возраста эксплуатации самолетов также связано с родственными и деловыми связями главы МАК. Татьяна Анодина, являясь главой МАК, одновременно является акционером авиакомпании «Трансаэро» с долей акций 3%. Кроме того, она связана родственным узами с основными собственниками компании: председатель совета директоров Александр Плешаков является ее сыном, а генеральный директор Ольга Плешакова, соответственно, - ее невесткой. В силу своего должностного положения и полномочий МАК, Анодина может оказывать непосредственное влияние на предоставление преференций авиакомпании «Трнасаэро».
В настоящее время в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ зарегистрировано восемь самолетов Boeing-757 авиакомпании «ВИМ-Авиа», три самолета Boeing-737 авиакомпании «Аврора» (дочернее предприятие «Аэрофлота» (MOEX: AFLT)) и два Boeng-737 авиакомпании «Газпромавиа».
Напомним, что в 2001 году в России уже вводилось ограничение на ввоз и коммерческую эксплуатацию воздушных судов, не соответствующих требованиям ICAO по шумам и с календарным сроком эксплуатации более 25 лет. Подписывал соответствующий документ Нерадько, тогда занимавший пост замминистра транспорта. В 2005 году оба ограничения были отменены министром транспорта Игорем Левитиным.
В ноябре 2013 года глава Росавиации Нерадько говорил журналистам, что выступает за введение в РФ ограничений эксплуатации самолетов по возрасту. «Когда-то у Генри Форда спросили, какой автомобиль лучше, он ответил - новый. Поэтому, когда речь идет об ограничении эксплуатации воздушных судов, я бы разделил это на несколько частей. Первое - это то, что касается пассажирских перевозок, второе - это то, что ограничительные меры должны быть опубликованы заранее и переданы в авиакомпании задолго до вступления этой нормы в действие», - говорил он.