Директор Музея войск ПВО России Юрий Кнутов уверен, что в обозримом будущем инцидентов, подобных тому, что в 1987 году произошел с немцем Матиасом Рустом, в России не будет.
Так он отреагировал на инцидент, имевший место утром в Псковской области, где военные принудительно посадили иностранный самолет, нарушивший границу России.
По его словам, долететь до Красной площади у нарушителя шансов не было. При этом Кнутов в комментарии ФАН допустил, что за инцидентом могло крыться как хулиганство и баловство, так и желание «пощекотать нервы» ПВО РФ.
Эксперт отметил, что в ряде регионов России маломоторные гражданские самолеты могут спокойно летать, но в приграничных районах действует особый режим. Он предусматривает заявки уведомительного характера; в них необходимо сообщать о типе воздушного судна, его маршруте, времени и цели полета.
Утром в Псковской области военные принудительно посадили самолет, прилетевший в Россию со стороны Прибалтики. Самолет летел на низкой высоте и не отвечал на запросы. В итоге пилота задержали.
Кнутов отмечает, что независимо от цели и характера полета, военные отработали «на отлично». По его словам, все было выполнено четко и в рамках российских законов.
Он допустил, что имела место провокация: чтобы посмотреть действия российских дежурных сил ПВО. Кнутов полагает, что при изучени обстоятельств инцидента важно проанализировать обстановку в космосе и на границах.
Он задался вопросом: а не были ли в это время рядом самолеты радиолокационной разведки НАТО или спутники-шпионы? По его мнению, это позволит точнее ответить на вопрос, что конкретно произошло в небе над Псковщиной.
Эксперт уверен, что любые попытки спровоцировать Россию в ее собственном небе обречены на провал. По его словам, сейчас радиолокация по своим возможностям далеко ушла от тех образцов, что применялись в 1980-е годы.
Сейчас спортивный самолет, как был у Матиаса Руста, для современных радиолокаторов проблемой не станет. Кнутов добавил, что «страшнейшее головотяпство» он полностью исключает.
18-летний немецкий пилот-любитель совершил свой перелет на «Сессне» из Гамбурга в Москву и приземлился 28 мая 1987 года на Большом Москворецком мосту. Примерно через час после посадки его арестовали.