Во время предвыборной кампании в 2016 году Трамп говорил, что у него с российским лидером сложатся хорошие отношения и что с РФ лучше иметь хорошие отношения.
Осенью 2016 года Трамп победил на выборах, столичные политики праздновали его победу, как свою, отмечает военный обозреватель Павел Фельгенгауэр. Но надежды не осуществились. Да, российский и американский лидеры несколько раз проводили встречи, летом 2018-го в Хельсинки был даже саммит, атмосфера была каждый раз вроде бы позитивная, но никаких конкретных положительных итогов не было. США накладывали все новые санкции, а атмосфера взаимной вражды лишь усугублялась.
Не так давно корабли РФ и США чудом не врезались друг друга в Филиппинском море, а над Средиземным самолет Су-35 с авиабазы Хмеймим в Сирии три раза за один день перехватывал самолет-разведчик США P-8A Poseidon. Стороны во всем обвинили друг друга, но создается ощущение, что РФ могла получить негласный наказ действовать активнее, отмечает обозреватель.
В ходе ПМЭФ российский лидер вовремя напомнил об угрозе глобального конфликта и о распаде системы контроля над ядерным оружием. Зимой 2021 года заканчивается срок действия последнего СНВ-3. Есть возможность продлить соглашение на 5 лет по согласию сторон без ратификации в американском сенате, но, по словам российского лидера, «можно и не продлевать». Президент рассказал, что РФ обогнала конкурентов, создав гипероружие. По словам российского лидера, безопасность РФ гарантирована, и без СНВ-3 можно обойтись, если США не желают садиться за стол переговоров.
По словам эксперта, данное высказывание — новый ход в торге с США. 3 мая после долгого перерыва президенты РФ и США провели телефонные переговоры. Трамп позже сказал, что говорили о ситуации в Венесуэле, КНДР, Украине и уменьшении численности ядерного оружия. Трамп был доволен беседой, начались разговоры о возможной «сделке».
14 мая в Сочи прибыл Помпео. Российский лидер в Петербурге собщил, что телефонные разговоры с американским президентом внушают некий оптимизм. Но определенного итога пока нет, как нет и стопроцентной уверенности, что в конце июня во время G20 российский и американский лидеры договоряться до чего-то определенного.
Кажется, у Трампа сложилась схема нехитрого, но эффектного и выгодного для США обмена. Нужно, мол, быстро убрать из Каракаса недееспособного Мадуро. Москва, думают в США, сможет оказать решающее влияние на самого венесуэльского президента, на тех, кто его поддерживает. Вопрос с этой страной будет закрыт, в богатой ресурсами Венесуэле пойдет восстановление. США сможет сосредоточиться на торговой войне с Китаем, на Иране и Северной Корее, где помощь РФ также может пригодиться, но решающей силы не имеет.
За это Трамп, возможно, не против продлить СНВ-3, по которому тоже есть претензии с обеих сторон, но преодолимые, в отличие от соглашения РСМД, где страны не смогли найти компромисса. Некие сигналы из неофициальных источников свидетельствуют о том, что продление договора уже практически оговорено. Но РФ «сдавать» Мадуро сейчас не желает, что российский президент подчеркивал в ходе ПМЭФ.
По словам российской стороны, предложения недостаточны, договором СНВ-3 проблема не ограничивается, требуется намного больше, например, вывод баз ПРО и войск НАТО из Румынии, Польши, Прибалтики, отмена санкций и так далее. У РФ есть новейшее оружие, и продление СНВ-3 нужнее самим США: только в 2019 году РФ развернет свыше 30 новых межконтинентальных баллистических ракет.
Подобный метод торга с Трампом мог бы сработать, но не Трамп все решает, отмечает военный эксперт. Американские военные недавно рассказали, что к 2020 году в войсках будет развернуто лазерное оружие и гиперзвуковые боевые блоки большой дальности. Если подобные ракеты установить, например, в Польше, подлетное время до российской столицы будет где-то минута, и до российских позиций МБР РВСН — немного больше.
Таким станет итог ликвидации РСМД. СССР надорвался в ходе соревнования с Америкой по части супероружия, а нынешняя РФ по сравнению с СССР — технологически безнадежная бледная тень, пишет Фельгенгауэр. Итог борьбы заранее ясен, и лучше договориться сейчас.