Как производство популярного во всем мире пальмового масла сказывается на экологии стран-поставщиков и вымирании местных животных.
«Золотая жила»
Ежегодно рынок пальмового масла растет почти на 6%, отмечается в исследованиях Research and Markets. С одного гектара земли с пальмами можно собрать в 10 раз больше масла, чем от любого другого растения. Это делает индустрию пальмового масла очень перспективной с экономической точки зрения, пишет ВВС.
Этот вид растительного масла также востребован в РФ. В прошлом году оно стало одним из трех самых популярных импортных продуктов. А в первом квартале 2019 года, по данным Росстата, его импорт снова вырос. Самой большой «поклонницей» пальмового масла является Индия.
Пальмовое масло почти в три раза дешевле молочного жира. При этом сфера его применения постоянно расширяется. В России его применяют при производстве детского питания, сыра, полуфабрикатов, сладостей, соусов, мороженого, консервов.
Некоторые эксперты опасаются, что в РФ поставляют масло низкого качества в плохой упаковке. Однако они не говорят о вреде самой жидкости. Покупателей давно волнует вопрос о вреде продукта. ВОЗ только в начале нынешнего года дала рекомендации по снижению его потребления. По данным организации, употребление пальмового масла приводит к ожирению и развитию хронических заболеваний. Однако подобные рекомендации не являются самой большой проблемой, отмечает издание.
На грани экологической катастрофы
Большую часть пальмового масла (85%) производят в Индонезии и Малайзии. В их климате растут масличные пальмы. Кроме того, эти страны нуждаются в деньгах. Из-за возможности заработать на производстве пальмового масла страдают местные тропические леса и их обитатели.
На индонезийском острове Суматра расположен национальный парк Гунунг-Лёсер, который вместе с двумя другими образует объект всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные влажные тропические леса Суматры». Именно здесь проживают животные, которые не сохранились ни в одном другом месте планеты и которым сегодня грозит вымирание: суматранские слоны, орангутанги, тигры, носороги и другие уникальные виды.
По словам местных фермеров, леса начали массово вырубать около десяти лет назад. Очищенные пространства засадили пальмами для производства масла. Всего за 20 лет Гунунг-Лёсер потерял более 110 тысяч гектаров леса. Других способов для заработка в этой местности нет, рассказали местные жители.
Из-за изменений местности животные стали чаще контактировать с людьми. Слоны начали вытаптывать засеянные поля. Их стали обсаживать душистыми растениями, которые слоны обходят. Вырубка лесов лишила дома и источников питания суматранских орангутангов. В поисках еды они забредают на поля, в фермерские владения и уничтожают саженцы пальм. Иногда животных отстреливают или отлавливают.
Еще одной важной проблемой является строительство дорог, которые разрезают леса на части. Специалисты по сохранению орангутангов называют самой большой проблемой именно фрагментацию лесов. С дорог начинается превращение лесных массивов в пальмовые плантации.
Угрозы для животных создает и запланированное строительство ГЭС в Индонезии. Для нее возведут дамбу, которая разрежет последнюю тропу слонов. Они перемещают по определенным маршрутам. При этом миграция у азиатских слонов может длиться до десяти лет. Дамба уничтожит последний сохранившийся миграционный коридор, что еще больше фрагментирует популяцию слонов. Соответственно, они окажутся еще ближе к вымиранию.