Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

20:16
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Стакан всё ещё скорее полон: удивительный опрос российских бизнесменов

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Опубликованы результаты очередного исследования Russia Business Outlook, который компания S&P Global проводит три раза в год. Основной вывод: настроения бизнеса в России – наихудшие за весь период наблюдений, то есть с 2009 года.

Ушли, но остались

Когда вы читаете про результаты какого-либо опроса или иного исследования, первым делом интересуйтесь, кто исполнитель, а кто заказчик.

S&P Global – это бывший McGraw Hill, американский медиахолдинг, главным активом которого является международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings, то есть знаменитый Standard & Poor's. В марте 2022 года S&P приостановила коммерческую деятельность в России, но совсем уходить не захотела – «Компания продолжит аналитическое освещение российского рынка». S&P находится в тесной связи с кланом Бушей, то есть с Республиканской партией США. Эта компания отозвала кредитные рейтинги всех российских предприятий, а саму Россию отправила в «мусорную корзину» с рейтингом SD/SD – выборочный дефолт.

Таким образом, заказчик исследования – консервативные круги Соединённых Штатов, традиционно относящиеся к России с максимальной неприязнью. Понятно, что откровенно подтасовывать результаты они не станут – скажется на репутации, – но не надо быть членом Центризбиркома России, чтобы понимать механизм достижения нужного результата при любых исходных данных.

Оптимистов всё ещё больше

По формуле S&P индекс оптимизма бизнеса – это разница между числом компаний, которые планируют увеличение выпуска своего продукта (включая услуги), и компаний, планирующих уменьшение.

Осенью 2020 года (ковидный туман над мировой экономикой) это сальдо составило всего 6% в пользу оптимистов, теперь и того меньше – 5% после февральских 34%.

То есть оптимистов у нас всё ещё больше, чем пессимистов, несмотря на жесточайшие санкции. И именно этот факт следовало бы вынести в заголовки – он гораздо удивительнее того, что настроения стали худшими за всё время (а какими им ещё быть, когда мир сошёл с ума?). Но нет, в заголовках и подзаголовках СМИ мы повсюду читаем про «массовый пессимизм». Занятно, что издание РБК, приводя результаты исследования также под алармистским названием, в то же время не подтверждает его выводы – опрошенные журналистами представители бизнеса просят не хоронить их раньше времени.

Сила и слабость бизнеса в России

Причины сдержанного настроения предпринимателей очевидны. В числе главных называют три:

  • рост цен на сырьё, материалы, комплектующие;
  • снижение зарубежного спроса на наши товары из-за санкций;
  • снижение доходов населения в России, что прямо сказывается на покупательной способности.

В то же время очевидны и позитивные тенденции. В очередной раз снизилось административное давление на бизнес; не исключено даже, что начнётся какая-то реальная борьба с рейдерством. Снижен размер взносов в бюджетные фонды для малого и среднего бизнеса. Существует огромное количество налоговых льгот, работают особые экономические зоны. Импортозамещение из игрушки чиновных демагогов стало насущной необходимостью.

Самая реальная проблема российского бизнеса сегодня – это низкие доходы населения. Но механизм их роста в относительно самодостаточной экономике хорошо изучен (США, Германия, СССР 1930-х годов, Япония 1960-х и т.д.) – вопрос лишь в политической воле, которая в сложившейся ситуации просто обязана присутствовать.

К сожалению, недавний жест Минфина по перекладыванию денег из федеральных программ в социальную поддержку населения в очередной раз показал: народу у нас предпочитают дать рыбу, но не удочку. Смысл маневра понятен: социальные деньги до людей точно дойдут полностью, а выделенные на программы потенциально могут быть разворованы, освоены, оптимизированы, и на зарплаты останется 3-5% от выделенного. И все же грустно, что вместо борьбы с подобными "освоениями" у нас просто сокращают производственные планы ради раздачи "вертолётных денег" в той или иной форме.

А кому сейчас легко?

Ничего специфически российского в задумчивом настроении бизнеса нет. Этим летом доля оптимистов резко снизилась во всех странах, где проводят соответствующие исследования. В Германии вообще рухнула с +48% до +11%. Там, правда, в числе опасений лидирует инфляция – в отличие от привыкших к ней россиян, немцы вообще понятия не имеют, что такое рост цен на 10% в год и как с этим жить.

Даже стабильный Китай показывает снижение с +31% до +19% – у ориентированной на экспорт экономики нет уверенности во внешних рынках. И это несмотря на то, что проблемы с энергетикой обошли Китай стороной – Россия продаёт ему нефть и газ с небывалыми скидками.

Так что новость от американского рупора S&P, призванная повергнуть Россию в уныние, не так уж плоха. Если даже в этой обстановке наш стакан скорее наполовину полон, то эту страну точно не победить.

По крайней мере, извне.

Для эталонного «Наполеона» достаточно сковороды: готовим ленивый торт без выпечки — лучше классики
Реклама