Все мы люди: не святые, все меняемся с годами, почти ни у кого нет абсолютной памяти... Всё это в полной мере относится и к депутату Госдумы от "Единой России" Вячеславу Фетисову. Возможно, даже в слишком полной.
Депутат Госдумы, двукратный олимпийский чемпион, выдающийся хоккеист Вячеслав Фетисов рассказал о своём отношении к ситуации с внезапным призывом в армию вратаря "Филадельфии Флаерс" Ивана Федотова. В частности, депутат вспомнил о том, как сам, будучи игроком ЦСКА, решал армейский вопрос:
С моей ситуацией и близко никакого сравнения нет. Я был майором советской армии, и я не сам собирался в НХЛ, страна решила меня продать за валюту. Мне не понравился сам подход, но никаких нарушений не было. Я уволился из армии – министр обороны меня уволил, и я уехал.
Что?!
Вячеславу Александровичу 64 года, он ведёт активный образ жизни, заседает в Госдуме, играет в Ночной хоккейной лиге, отдаёт результативные передачи на форварда Владимира Путина – едва ли он страдает провалами в памяти, тем более касательно важнейших событий своей жизни. Особенно странно его высказывание выглядит в связи с существованием книги "Овертайм", в которой сам Фетисов, ещё будучи действующим игроком, рассказал об этих событиях совсем иначе.
В борьбе с Системой
Насладимся цитатами:
Мое желание играть в НХЛ вызвало в СССР большой скандал.
"Желание"? Теперь мы видим иное: "я не сам хотел играть". Параграфы, как говорится, взаимоисключающие, а значит минимум один из них является ложным. Когда Фетисов говорил неправду – в 1998 или 2022 году? У нас есть ответ, и он в конце.
Первые страницы "Овертайма" просто брызжут эмоциями – человек хотел вырваться из пут Системы (так и пишет, с заглавной буквы), но его не отпускали. "Решили продать за валюту"? Да, этот элемент присутствовал, клубы НХЛ тогда были готовы платить за советских игроков, но, скажем, легендарный Виктор Тихонов отказывался отпускать капитана ЦСКА и сборной независимо от предложенной суммы. Он подписал рапорт Фетисова об увольнении, но хода бумаге не дал. И тогда…
Для меня уже стало очевидным, что я буду сталкиваться с постоянным враньём, поэтому я и решил; надо действовать публично, тем более такая возможность в то время появилась.
Публично – это, конечно, правильно, но есть и минусы: все ходы записываются (да-да, мы сейчас перейдём к шахматам), и потом, годы спустя, кто-нибудь может их найти и предъявить.
Безусловно, жить в атмосфере постоянного вранья неприятно. Но и бороться с ним в одиночку очень сложно. Хорошо, когда есть надёжные друзья и единомышленники:
Начало моего противостояния с Системой положили долгие разговоры с чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым (ныне включён в реестр иностранных агентов. – Ред.). Тогда и началась наша дружба, которая продолжается по сей день. Гарри сказал: «Ты тот человек, который может открыть советским спортсменам дорогу на Запад».
Голос из 1998 года ныне поражает своей смелостью. Продолжается ли дружба по сей день? А если нет, то кто её прекратил? Или сама как-то рассосалась? Анатолий Карпов, кстати, тоже депутат, "мистер Осторожность" и в спорте, и в жизни, не стесняется хороших отношений с Каспаровым. Но у Фетисова, кажется, всё сложнее.
Патент на благородство
Последний публичный – очень тёплый – отзыв Фетисова о Каспарове датируется 2003 годом, 40-летием шахматного короля. Поздравления с 50-летием в СМИ уже не попали.
Так вот, в 2015 году издание Republic, выполняющее функции иностранного агента, отыскало любопытную информацию о взаимодействии уже покинувшего страну шахматиста и сановного хоккеиста. Журналисты утверждают, что кипрская фирма Omniliner Ltd., которую они называют "офшором Фетисова" (и это подтверждается базами данных), владеет патентом на изобретение в лотерейной деятельности, принадлежащим жёсткому критику режима Гарри Каспарову. Фетисов тогда говорил "Комсомолке":
Эти компании были только для того, чтобы в дальнейшем вести переговоры и продать эти патенты людям, которые способны их дальше двигать. Известно, что изобретатели сами свою продукцию двигать не могут.
Соавтором этого патента, как и многих других, является партнёр Фетисова Валерий Иванов, который, по словам тогдашнего сенатора, "забыл" зарегистрировать отказ государственного мужа от своей доли в офшорах.
Была и ещё более интересная фирма F.I.S.S. CHESS 4X4 LTD, которую искатели компромата связывали с интернет-проектами Каспарова. Доказательств этого мы не нашли, как, впрочем, не нашли и другой ниточки, связывающей брутального хоккеиста с шахматами (Chess в названии фирмы). К слову, чуть более года назад INFOX писал совсем и о других коммерческих и имущественных странностях защитника.
На самом деле можно только порадоваться за дружбу, которая вынесла столь радикальное расхождение во взглядах (точнее, "разошёлся" лишь Фетисов, Каспаров остался на тех же позициях, что и 35 лет назад). Без иронии.
В поисках свободы
Далее Фетисов пишет:
Меня многие в то время спрашивали: ты чего так упёрся по поводу НХЛ? В Америку хочешь уехать? Деньги заработать? Двумя словами здесь не отделаться.
"Упёрся"? А как же описанная ситуация с тем, что игрока буквально выталкивали в Нью-Джерси, а он не хотел – и согласился только ради валюты для родного клуба?
Но на указанные в цитате вопросы Фетисов времён "Овертайма" отвечает рассказом о несвободе, об унижениях спортсменов в Советском Союзе, о стремлении быть полноценным человеком, а не роботом под присмотром офицеров КГБ.
Что ж, свободу великий хоккеист получил. И сполна ею воспользовался.
Счастье с ненужным кубком
На свободе противоречить самому себе политика ловили и раньше.
В "Овертайме" будущий министр и депутат говорит о ценности Кубка Стенли, о радости завоевания трофея. В интервью тех же лет он опровергает миф: "Было такое мнение, что для русских кубок Стэнли ничего не значит". И говорит:
Те четыре дня в прошлом августе, когда кубок привезли в Россию, были для меня самыми счастливыми, но и самыми тяжелыми.
К 2013 году, однако, он уже присоединяется к этому мифу:
Кубок Стэнли мне был до лампочки! И тот же «Нью-Джерси Девилз» – ещё больше.
Впрочем, в том же 2013-м ему "до лампочки" был и родной ЦСКА, из-за конфликта с которым через девять лет в Заполярье окажется молодой вратарь Федотов.
Что это было?
Все мы в течение жизни меняем взгляды, все помним мудрость про бунтарей в юности и консерваторов в зрелости. Но одно дело – трактовка фактов, другое – их изложение. Трактовка может меняться, но когда человек сначала излагает один факт, а через несколько лет – прямо ему противоречащий, – отношение к нему складывается вполне однозначное.
В конце 1980-х Фетисов пережил очень тяжёлый – без иронии – год, когда действительно шёл против системы, пусть и имея широкую общественную поддержку. Возможно, он получил тогда какую-то психологическую травму, которая изменила его мышление, научила подстраивать свою память под текущую политическую повестку.
Возможно, правда, и иное: что в 1990-х Фетисов, чтобы сохранять работу хоккеиста, был вынужден писать негатив про СССР и хвалить западные свободы. Теперь, лишённый такой необходимости, он наконец-то может рассказать, как всё происходило на самом деле.
Скорее всего, так и есть.