Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

01:20
Москва
23 ноября ‘24, Суббота

Армению обустроят на российские деньги: как работает бизнес Самвела Карапетяна

Опубликовано

Новая покупка всеядных Галстянов и Карапетяна заставляет задуматься, правильно ли мы трактуем понятия испортозамещения и ухода нежелательных иностранцев.

Владелец, которого нет

В рамках выхода иностранного бизнеса из России петербургская инвестиционно-управляющая компания N3 group и управляющий партнер ГК «Ташир МЕДИКА» Арсен Галстян приобрели российское подразделение крупной американской IT-компании DataArt. Издание The Moscow Post сообщает, что покупатели – люди чрезвычайно интересные, хотя и называет почему-то Галстяна Шалстяном. Но предполагается, что реальный бенефициар – совсем другой.

N3 group – компания предельно молодая, она зарегистрирована, судя по всему, в текущем июне: новость о её создании появилась за неделю до поглощения DataArt. Как видим, младенец оказался весьма прожорливым. Весь в «папу»: N3 group входит в группу компаний Самвела Карапетяна – брата влиятельного армянского политика Карена Карапетяна (не путать с полным тёзкой – бывшим премьер-министром). Хотя на Самвела Саркисовича там мало что зарегистрировано – разве что «Торгово-промышленно-строительная группа компаний Ташир», о которой ниже.

На сайте n3.group говорится: «За 16 лет работы мы сформировали систему принципов», но этот красивый домен зарегистрирован лишь 8 декабря 2021 года, причём уже через 4 месяца данные о нём изменились; зачастую это означает смену владельца. Сейчас домен запаркован в России и принадлежит компании Netrika LLC, по-нашему – ООО «Нетрика» с уставным капиталом в 20 тысяч рублей, учредителями которого записаны Артём Мошков и Алексей Ильин. Сама «Нетрика» числится в активах N3 group на упомянутом сайте последней. А вот «дочка» «Нетрики» – «Нетрика Медицина» – с прошлого года на 50% принадлежит ООО «ТМ Цифровые решения», которая через «Т-Медико» и «Меданко» записана на Арама и Арсена Галстянов. То есть «все знают», что на самом деле владелец – Карапетян, но по документам это не так.

Судьба зоотехника

Кстати, Арам Генрихович, реальный ли он собственник или номинальный, – человек тоже не простой, это вам не на пропащего бомжа компанию-пустышку зарегистрировать. Зоотехник Арам Галстян – академик и временно исполняющий обязанности директора Всероссийского научно-исследовательского института молочной промышленности, входящего в структуру Минобрнауки. А его «Меданко» получает миллиарды через государственные контракты с медицинскими учреждениями – конфликта интересов же нет. Валовая прибыль за 2020 год – 305 миллионов, за 2021-й – 638 миллионов. 28 место в рейтинге доходов госслужащих от Forbes, между прочим!

Не хуже дела и у «Элнетмеда», зарегистрированного на Арсена Галстяна и тех же Мошкова с Ильиным. Эта компания является разработчиком платформы N3 Health – первый в России оператор, официально уполномоченный передавать данные из частных клиник в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Компания, как принято говорить, динамично развивается – за 2021 год объём заказов увеличился в шесть раз.

Череду бизнес-связей армянского клана The Moscow Post доводит до Дмитрия Масюка из «Яндекс Доставки» (руководил компанией Галстяна «Суперкосметикс»), замруководителя администрации президента Сергея Кириенко (предположительно сосед Карапетяна по посёлку «Ландшафт»), Александра Колокольцева (сын министра, имеет совместный бизнес с «Таширом») и даже беглого банкира Дмитрия Ананьева. Это неудивительно – по оценкам, прямо или косвенно Карапетян контролирует около 200 компаний. Но мы не будем вдаваться здесь в их хитросплетения. Напомним лучше о большой любви москвичей к самому известному бизнесу Самвела Саркисовича.

Таширная мануфактура

Самый известный – это, конечно строительная группа компаний «Ташир», та самая, что спровоцировала массовые народные протесты в Москве (а ранее было избиение активистов в Раменках). И не было бы Карапетяну счастья, да спецоперация помогла – сейчас несанкционированные выступления совсем неуместны, поэтому процесс ускоряется. «Ридус» писал в последний день весны 2022 года:

Группа компаний «Ташир» решила воспользоваться моментом, когда общественное внимание переключено на украинские события, и ускорить процесс всепоглощающего редевелопмента. Под угрозой сноса — признанная памятником архитектуры электростанция фабрики «Трехгорная мануфактура», которую построили в 1925—1928 годах по проекту архитектора Моисея Бабицкого.

Нюанс в том, что «Ташир», контролирующий объект с 2014 года, хотя и имеет тёплые отношения с мэрией Москвы, вообще никогда не занимался реставрацией, здесь не знают, что делать с историческими зданиями, кроме как сносить их и возводить чудовищные цилиндры.

И далее прекрасное:

«Ташир» должен был до 14 января текущего года выполнить работы по сохранению памятника культурного наследия в соответствии с согласованной с департаментом проектной документацией. Но никаких работ выполнено не было.

Всё для блага Родины

При этом надо понять, что Карапетян – один из крупнейших специалистов по выводу средств из России. Зарабатывая здесь, он выводит в экономику Армении астрономические суммы: в сентябре 2021 года ГК «Ташир» анонсировала колоссальные 780 миллионов долларов инвестиций. Любовь к родине уровня «Бог» или, бери выше, уровня «Карапетян».

Пандемия де-факто закончилась, инвестиции в медицинские проекты уже не так быстро окупаются, зато на дворе – полное импортозамещение, особенно актуальное в IT-отрасли. Китайцы – мастера производить оборудование, но софт они за нас не напишут. Индийцы напишут, но лучше бы не писали. И тут на арену выходит – разумеется, во всём белом – DataArt с её штатом высококвалифицированных сотрудников и с базой американских наработок, которым у нас всё ещё доверяют больше, чем своим. Что-то подсказывает, что на компанию скоро посыплются госконтракты от столичных «цифровиков».

Что ж, порадуемся за Армению, которая из московского бюджета получит дополнительное финансирование, прошедшее, правда, через пищеварительный тракт двухсотпёрстного бизнеса Карапетяна.

«Автостат»: более 100 новых моделей вышли на российский авторынок в 2024 году
Реклама