Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:10
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Опрос: Продукты стали менее качественными. Опросы, впрочем, тоже

Опубликовано

Как-то раз довелось почитать опрос на сайте поиска работы – в каком городе России самые лучшие дороги. Опрос. По всем городам. Среди безработных. О качестве дорог, 99,9% из которых они никогда не видели. Это всё, что нужно знать о российской социологии. Даже если она идёт под брендом "Роскачества".

Центр изучения потребительского поведения (ЦИПП) "Роскачества" совместно с Аналитическим центром НАФИ провёл очередное исследование общественного мнения. Тема более чем актуальная – качество продуктов. В условиях, когда розничные цены приблизились к потолку возможностей населения, производители вынуждены экономить на качестве. Это довольно опасная игра – Роспотребнадзор накладывает крупные штрафы за несоответствие товара заявленным параметрам, – но, во-первых, всегда можно договориться, а во-вторых, альтернативы не видно.

Мнение потребителя относительно качества продуктов – вещь крайне субъективная, которую хорошо бы сопровождать объективными лабораторными исследованиями. Но в конечном счёте на рынке – если он не совсем уж советский монополистический – вкус покупателя всё ещё что-то значит. Результаты исследования приводит РБК, на сайте организаций его ещё нет. Но о сайтах – ниже.

Минус колбаса и консервы

Итак, совершенно предсказуемо хуже всего чувствует себя колбаса – 33% указали на снижение качества этого и без того сомнительного продукта. Люди, видевшие производственные цеха средней колбасы, в принципе её потом не покупают. Да и продукт собственного производства с некоторых пор вызывает у осведомлённой публики опасения.

25% считают, что хуже стали консервы – не уточняется, какие именно, а поскольку спектр здесь очень широк, эта цифра просто не имеет смысла.

21% говорят о том, что просело качество молочной продукции. Когда-то на этом рынке навели рынок ужесточением регуляторных требований, но похоже, нужна следующая порция государственного внимания.

20% жалуются на овощи – и тут как раз причина понятна. Овощи не стали хуже – они стали настолько дороже, что многие магазины выделили отдельную категорию "вот-вот сгниют", чтобы хоть что-нибудь продавать по "социальным ценам".

По 19% недовольны снижением качества кофе, кондитерских изделий, алкоголя, хлеба. К хлебу с некоторыми оговорками относится то же, что и к овощам – просто подорожал качественный, и в привычной ценовой категории люди видят только грустный продукт из переработки нераспроданных остатков. С алкоголем всё тоже просто – в любой кризис на полки лезет контрафакт, и никакая ЕГАИС с этим справиться не может.

При всём этом население в целом катастрофы не видит: 72% считают, что общего снижения качества нет. Более того, некоторые видят и улучшение – 16% по фруктам, 14% по хлебу.

Товарищи учёные

Как обычно, попытаемся ответить на вопрос: "А судьи кто?"

"Роскачество" – автономная некоммерческая организация, почему-то называющая свои исследования товаров и спроса "независимыми", хотя состав учредителей намекает скорее на борьбу интересов, чем на реальную свободу мнений. Это набор отраслевых союзов, многие из которых учреждены вполне коммерческими компаниями – как, например, Союз предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности с тремя частниками в учредителях. Какова вероятность, что "Роскачество" отнесётся к этим трём производителям лояльнее, чем к их конкурентам?

У "Роскачества" три сильно отличающихся друг от друга сайта – официальный портал на домене gov.ru, занятное сетевое издание с винным уклоном "РОСКАЧЕСТВО. Портал для умного покупателя", где авторы называют себя "командой экспертов, объединённых общей идеей умного потребления" – так себе характеристика для государственного проекта. Ну и предназначенное для бизнеса "Качество.ПРО" с очень разнородным псевдоофициозным контентом.

Центр изучения потребительского поведения – подразделение "Роскачества" без отдельного юридического лица; просто отдел (возможно, виртуальный), отвечающий за социально-маркетинговые исследования.

Аналитический центр НАФИ же – чисто частная организация социологов Гузелии Имаевой и Тимура Аймалетдинова. Имаева – выходец из ВЦИОМ, и это видно по методике исследования – те же самые 1600 человек по пяти десяткам регионов.

* * *

Что мы имеем на выходе? Невнятное исследование без какой-либо значимой цели, без детальных выводов, проведённое в конечном счёте за деньги налогоплательщиков (Российская Федерация есть в составе учредителей "Роскачества") – зато набор упоминаний в СМИ, в том числе и на этой странице.

Российская социология и в первую очередь сфера опросов, к сожалению, находится в глубочайшем кризисе. Либо это откровенное обслуживание интересов (коммерческих или политических), либо инструмент осваивания бюджетов. Трудно вспомнить последний опрос – ВЦИОМа ли, "Ромира", кого-то другого – который действительно вызывал бы доверие и заставлял задуматься.

В итоге инфопространство заполнено откровенно некачественной "социологической" продукцией, и очень хотелось бы попросить "Роскачество" обратить на это внимание.

Реклама