Посмотрев, как власть обходится с противниками в интернете, бизнесмены решили, что им тоже подходят эти методы.
По политическим лекалам
Мы привыкли к тому, что формулировка «запрещенная информация», тем более в предвыборный период, используется главным образом для того, чтобы вычистить из инфопространства (главным образом интернета) любой намек на оппозиционную деятельность. В этом смысле особенно шикарным выглядит судебное распоряжение «Гуглу» и «Яндексу» прекратить поисковую выдачу по запросу «умное голосование» (проект признанного преступником гражданина, возглавлявшего признанную нежелательной организацию). Это стало настолько привычно и скучно, что уже набило оскомину: любой журналист уже знает, как попадать в списки иноагентов, как стать нежелательным, а как – экстремистским.
Живому человеческому уму тесно в этих рамках. В самом деле, почему не воспользоваться открывающимися благодаря многочисленным поправкам в законодательство возможностями в каких-нибудь иных, более интересных целях? Правила блокировки интернет-ресурсов просто требовали того, чтобы ими воспользовались в коммерческих целях – и вот свято место наконец перестало быть пустым. Проводником новой прекрасной схемы выступил Николай Якушев, бывший директор ООО "Биофарматор", стопроцентной дочки известного производителя БАДов «Эвалар», а ныне глава виртуальной Алтайской региональной общественной организации потребителей «Народный контроль». Виртуальной – потому что ни с чем, кроме «чужих» БАДов, защитники потребителей не борются. Или же тщательно скрывают такую борьбу.
А начиналось с эрекции…
Начало уже было многообещающим. В 2016 году Якушев внезапно озаботился потенцией – через алтайский суд добился запрета продаж препаратов «Аликапс» и «Сеалекс-форте», конкурировавших с продукцией «Эвалара». Последующие телодвижения «Народного контроля» были менее эротичными, но столь же фармакологическими: к примеру, иск к новосибирскому ООО «Брусника» с целью запретить БАД «Черника-форте», якобы помогающую улучшить зрение.
Согласимся с тем, что сам господин Якушев явно принимает куда более сильнодействующие вещества – иначе вряд ли он разглядел бы «запрещенку» на сайте американской компании iHerb. Изучал он этот сайт долго – два года назад «Эвалар» добился запрета продаж мелатонина через сайт iHerb, тогда как сам продолжил его реализовывать. Но теперь центральный районный суд Барнаула пошел куда дальше. На момент написания статьи сайт iHerb в России еще функционирует, но это, кажется, ненадолго, до вступления решения суда в силу. Представители российского подразделения «айХерба», разумеется, настроены бороться: компания контролирует 20% российского рынка БАДов и лишаться основного канала продаж не планирует.
При этом шансы iHerb на успешную апелляцию выглядят призрачными: рассматривать ее будут в том же Барнауле, вотчине «Эвалара» (компания зарегистрирована во втором городе Алтайского края Бийске). Следующим этапом станет кассация, и вот там уже определенные шансы есть.
Патриотизм по-эваларски
Нет, никто не спорит, что надо поддерживать отечественного производителя. Надо избавляться от американского влияния. Но компания Ларисы Прокопьевой («Лар» в названии – как раз от ее имени) реализует эту патриотическую программу способами более оригинальными, нежели джентльменскими. Что, впрочем, неудивительно – Федеральная антимонопольная служба не раз обвиняла «Эвалар» в недобросовестной конкуренции, но ни к каким серьезным санкциям это ни разу не привело. Более того, даже обнаружение в продукции компании мышьяка никак не повлияло на ее королевское положение на рынке.
Сложно сказать, добросовестной ли конкуренцией является поход совсем еще юного на момент избрания (25 лет) сына Прокопьевой Александра в Госдуму для написания и проталкивания 532-ФЗ, резко ужесточившего ответственность за распространение контрафактных, фальсифицированных и недоброкачественных БАДов. На рынке отмечали, что не служивший в армии кавалер ордена «За заслуги» Союза ветеранов Афганистана и обладатель грамоты Союза десантников Прокопьев откровенно лоббировал интересы именно «Эвалара».
Может быть, этот пример окажется заслуживающим подражания? Группа ОСТ («Черноголовка») найдет криминал у Pepsi, Дом моды Юдашкина заблокирует Versace, КХЛ добьется запрета на трансляции НХЛ, а Никита Михалков наконец расправится с премией «Оскар», отомстив за поражение от «Криминального чтива»?
Заживем!
* * *
Совсем недавно представители iHerb сообщили, что готовы потратить 1,5 миллиардов рублей только на регистрацию своей продукции в России. Судя по всему, именно это и стало причиной внезапной активности «Эвалара». Конкурировать с американцами за счет качества продукции и доступных цен алтайские фармацевты, видимо, опасаются.
Попробовали дустом.