Один из крупнейших отечественных ретейлеров отдает акционерам абсолютно всю прибыль, ничего не оставляя в компании. Чем вызван этот неординарный шаг?
Больше нечего развивать?
Группа «М.Видео–Эльдорадо» раскрыла свою новую дивидендную политику. Лидер офлайновых продаж бытовой и компьютерной техники отныне будет платить дивиденды два раза в год, причем акционеры получат не менее 100% чистой прибыли по МСФО. Больше – можно, меньше – ни-ни. Сразу после объявления столь щедрой дивидендной политики акции ПАО «М-Видео» выросли более чем на 8%, побив исторические рекорды.
Интересно, что реализация стратегии предшествовала ее объявлению. Уже за первую половину 2020 года акционеры, то есть в первую очередь ингушский клан Гуцериевых, получили 5,4 млрд рублей, то есть 100% чистой прибыли. В развитие сети не было вложено ни копейки и, судя по всему, не будет вкладываться и впредь.
Логика в этом, конечно, есть. В принципе, в сфере офлайновой торговли техникой развивать действительно нечего. Высокие ставки на аренду торговых помещений, зарплаты многочисленных консультантов и охранников приводят к тому, что либо цены в традиционных магазинах выше, чем в интернете, либо маржа торговой организации ниже. Современные офлайн-магазины невольно стали своего рода шоурумами: люди приходят выбрать, потрогать технику, а покупают ее потом в интернете, и совсем необязательно на сайтах «М-Видео» или «Эльдорадо». Соответственно, оптимизация бизнеса вполне возможна и без новых капитальных вложений – сокращением розничных продаж в городских магазинов и совершенствованием онлайн-подразделений.
И все бы ничего, но в 2020 году столь же резко вырос размер объявленных дивидендов и в ПАО НК «РуссНефть» – наиболее известного актива Гуцериевых. Если по итогам 2016-18 гг. на одну привилегированную акцию приходилось 24,30–25,75 рублей дивидендов, то за 2019 год в конце 2020-го заплатили уже 47,15 рублей – почти в два раза больше.
Структура собственности
Сети магазинов «М.Видео–Эльдорадо» структурно входят в группу «Сафмар», принадлежащую, повторимся, клану Гуцериевых. Лицом семьи является Михаил Сафарбекович Гуцериев, известный в невзыскательных кругах поэт, бывший вице-спикер Госдумы, бывший беглец от обвинений в неуплате налогов и незаконном предпринимательстве, а ныне обитатель 45-й строчки в рейтинге российского Forbes. Его состояние оценивается в 2,1 миллиарда долларов, и еще 850 миллионов вносит в семейную копилку его сын Саид.
Сетями «М.Видео» и «Эльдорадо» управляет ООО «МВМ», совладельцами которого являются ПАО «М.Видео» (69%), кипрский офшор «Бовесто Лимитед» (25%) и ООО «БТ Холдинг» (6%), в свою очередь являющееся стопроцентной дочкой «МВМ».
ПАО «М.Видео», в свою очередь, по данным СМИ, практически полностью контролируется «Сафмаром». Крупнейшим миноритарием акционерного общества является Media-Saturn-Holding, получивший 15% акций в обмен на российское подразделение своей сети MediaMarkt.
Что мы получаем? Миллиарды рублей, заплаченных россиянами ингушскому клану за китайские товары в магазинах сросшихся «сиамских сетей», подчёркнуто активно выводятся на Кипр (основной владелец «Сафмара» – Ericaria Holdings Ltd) и в Германию. Кому это нужно?
Удивительные повороты
В конце нулевых Михаилу Гуцериеву удалось невозможное – находясь за рубежом, отбиться от требований ФНС истребовать в госсобственность почти 70% акций «Русснефти», продать компанию и получить за нее деньги, а вернувшись в Россию (с активной помощью Германа Грефа), вернуть себе и «Русснефть». Ни до, ни после Гуцериева никому не удавалось провернуть такой трюк.
Следующие проблемы наметились в 2019 году. Журнал Forbes опубликовал тогда информацию о том, что назначенный банком плохих активов «Траст» насчитал триллион рублей долга у клана Гуцериевых и в первую очередь у молодого банкира Микаила Шишханова, племянника Михаила Гуцериева. В «Сафмаре» отреагировали неожиданно резко, фактически отрекшись в публичном пространстве от злополучного родственника, но менее чем через месяц «Сафмар» все-таки потратил 94 млрд рублей на выкуп активов, ранее переданных «Трасту» Микаилом Шишхановым в счет погашения долга Бинбанка. А еще через месяц у Гуцериевых прошла серия неожиданных обысков по делу о возможной контрабанде.
И именно после этого резко изменилась дивидендная политика компании. Но не может ли быть связан нынешний аттракцион невиданной щедрости по отношению к акционерам, то есть в первую очередь к самим себе, попыткой подготовить более комфортный отход, нежели в 2007 году? Ведь полный вывод прибыли из компании через дивиденды – явление редкое, зачастую предшествующее серьезным изменениям в бизнес-модели, продаже или закрытию проектов.
INFOX продолжит следить за развитием ситуации. Михаил Гуцериев – натура творческая, мы вправе ждать от него самых неординарных шагов.