Второй день Петербургского экономического форума был более серьезным, чем первый.
Яркие высказывания уступили месту серьезному диалогу. Главным событием дня должна стать речь президента Владимира Путина, но она будет произнесена ближе к вечеру – пока же трендом дня является «цифра».
Никифоров заразил президента
Тон этой теме задал один из правительственных «киндер-сюрпризов», молодой министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. Он рассказал посетителям форума о программе «Цифровая экономика».
Выяснилось, что искусственный интеллект и блокчейн (своеобразный блоковый алгоритм вычисления хранения данных, наиболее известный по криптовалюте биткойн) станут «драйверами цифровых трансформаций во всех отраслях народного хозяйства РФ».
Одно из направлений, где цифровые технологии особенно важны, – это государственный сектор в экономике. «Расходы бюджета в экономике очень большие. Казначейство пытается отследить, как движутся деньги по цепочке субподрядчиков. Мы пытаемся «раскрасить» эти денежные средства», – неожиданно проболтался Никифоров о том, что за четверть века «независимости» Россия так и не научилась следить за собственными тратами.
Ну и не могло обойтись без привычной мольбы к Владимиру Путину: «Мы надеемся на дальнейшую поддержку цифровых трансформаций со стороны главы государства и законодателей, поскольку предстоит огромная работа по переписыванию многих правил, чтобы сделать новые технологии частью экономической жизни РФ».
Президент, надо сказать, не подвел: как засвидетельствовал вице-премьер Игорь Шувалов, «Нас, небольшую группу членов правительства и начальников администрации, президент отпустил только в начале второго утра. Все это время мы обсуждали новые технологии и цифровую экономику. Президент полностью заболел этим и прекрасно понимает, что разрыв и значительные темпы роста базируются на цифровой экономике и технологическом лидерстве».
Сечин на службе «Системы»
Глава «Роснефти» Игорь Сечин поднял акции АФК «Система», заявив «Все возможно» в ответ на вопрос о перспективах примирения двух организаций, которых ожидают слушания в Арбитражном суде Башкортостана. Заодно он рассказал о ценах на нефть в обозримом будущем: «Аналитики рассматривают варианты по $50, $40 и даже $30 за баррель». Не выдал, в общем, военной тайны.
Полтавченко борется с бюрократией
Традиционно скучны были выступления губернаторов: эти высокопоставленные чиновники выглядели напряженными и немного напуганными, всем своим видом подтверждая старую истину о том, что редко где встретишь «положение хуже губернаторского».
Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев рассказал, что «перевесил морковку» – отказался от субсидий на возмещение затрат, зато ввел субсидии на развитие производства. «Морковка сзади или морковка впереди», – красочно и загадочно прокомментировал он свои действия. Реальным главой этого региона до сих пор, конечно, остается министр сельского хозяйства Александр Ткачев: возможно, позже он расскажет о стратегии кондратьевской морковки.
«Хозяин площадки» Георгий Полтавченко рассказал, что лично возглавил штаб по снятию административных барьеров перед бизнесом. То есть создал бюрократическую структуру для борьбы с бюрократическими структурами. Умом Санкт-Петербург не понять…
Путин произнес речь
В 14.30 наконец начал читать программную речь Владимир Путин – и надо сказать, что программного там не было почти ничего, все-таки экономика – не стихия нашего президента. Начал он с экологии – видимо, ввиду неожиданного выхода США из Парижских соглашений по климату. «Эти вопросы требуют глубокого изучения и анализа», считает президент.
Конечно, нельзя было не ответить на мольбы Никифорова: «Надо добиться всеобщей цифровой грамотности, развернуть программы обучения для разных возрастов». Кстати, тайной за семью печатями остается степень цифровизации самого президента: в отличие от своего «яблочного» премьера, он никогда не был замечен в любви к технике, если та не окрашена в камуфляжные цвета. А одни из лучших программ обучения сетевым технологиям лиц старшего возраста разработаны как раз в АФК «Система» – скажите кто-нибудь об этом Игорю Сечину.
Также президент констатировал об оживлении экономики: рост производства третий квартал подряд, рост инвестиций, снижение ключевой ставки (накануне глава Центробанка Эльвира Набиуллина намекала на продолжение этой стратегии)… Рост доходов – это хорошо, но контроль над расходами, которого, по словам Никифорова, у нас нет, все-таки нужен, Владимир Владимирович. А то децильный коэффициент (отношение доходов 10% самых богатых граждан к доходам 10% самых бедных) у нас потихоньку приближается к двадцати, потому что деньги из бюджета утекают в одни и те же карманы.
Конечно, необходимо нам укреплять независимость судей, продолжает президент, «создавать дополнительные гарантии для справедливого судебного разбирательства». Характерно, что сразу после этого Владимир Путин пришел к привлечению частных инвесторов на инфраструктурные проекты и к гарантиям для этих инвесторов. К сожалению, мог бы продолжить президент, реальная судебная практика как раз показывает независимость суда от любых гарантий государства. Частные инвестиции у нас есть, но занимаются ими в основном дети и друзья профильных чиновников. Лучше, конечно, так, чем вообще никак, но здоровая экономика выглядит иначе.
После окончания основного выступления Владимиру Путину задали вопрос как раз про неравенство доходов (хотя все присутствующие в зале, безусловно, относились к тем 10%, которым беспокоиться не о чем). Президент спокойно ответил, что выполнение изложенной им программы приведет к выравниванию доходов населения.
Тему повышения пенсионного возраста и снижения пенсий президент предпочел не поднимать. Баба Клава из деревни Ивашевка Сызранского района Самарской области и так может быть спокойна: экология приходит в норму, доходы скоро уравняются, интернету научат всех.
Второй день ПМЭФ-2017 подходит к концу.