Задача новой индустриализации для России становится вторым важнейшим приоритетом после того, как страна стала энергетической сверхдержавой.
Независимость от импорта энергоресурсов в современном мире дает отличные предпосылки для развития промышленности, которую есть возможность обеспечить дешевыми энергоресурсами независимо от санкций. Поэтому задача индустриализации сейчас выглядит естественной и необходимой, пишет портал «Эксперт».
В сравнении с Советским Союзом, отправлявшем на экспорт 14% энергии, Россия сделала большой рывок вперед. Другое дело, что экономика на этот экспорт ориентирована, тогда как внутреннее потребление растет недостаточно. К концу нулевых, когда производство электроэнергии выросло в 1,5 раза, на внешний рынок стали поставлять примерно половину. Зато внутри постоянно росли цены на тепло, электроэнергию и топливо. Отчасти это происходила из-за привязки к ценам на мировом рынке. На промышленности это отражалось негативно, потому как задачи ее бурного развития явно не ставились.
Сегодня, когда страна столкнулась с беспрецедентными санкциями, стала очевидна потребность в форсированном импортозамещении. Денежных запасов для этого достаточно, рубль после сильного спада стабилизировался и укрепился, а инфляция постепенно замедляется. Такой результат объясняется падением импорта при сохранившемся экспорте, за счет которого в Россию продолжает поступать валюта.
Накапливать капиталы под угрозой заморозок и конфискаций нет смысла. Строго говоря, страна оказалась в ситуации, когда есть что продавать, но нечего покупать, а копить деньги негде.
Теоретически, единственный выход здесь – инвестиции в основной капитал, в промышленность, поскольку эффективность накапливания средств начинает стремительно уступать эффективности инвестиций их в промышленные активы. Другой вопрос – когда это поймут инвесторы. Ориентировочно, на это потребуется еще год, и к следующей весне Россия должны выйти на цикл роста. Причем в его основе будет реиндустриализация.
Помешать этому может противоположный государственный курс, налоговая политика, переориентация на импорт всего необходимого из азиатского региона. Придерживаться концепции энергетической сверхдержавы тоже возможно. Дефицита энергии в мире хватит надолго. Однако прогресс на месте не стоит, и развитые страны далеко продвинулись в проекте зеленого энергоперехода. На отдаленную перспективу эта стратегия не работает. На данный момент косвенные признаки не указывают на готовность государства сделать ставку на промышленность. Во всяком случае, уровень ключевой ставки не предполагает, что деньги скоро пойдут на стройки новых заводов и фабрик.