Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

21:16
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Художественные достоинства или произведения на злобу дня: за что вручают литературные премии?

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В этом году Букеровская премия досталась автору романа, подобного которому еще никто не читал.

Именно так охарактеризовал председатель жюри Кваме Энтони Аппиа произведение Анны Бернс из Северной Ирландии. Ее роман «Молочник» называют экспериментальным.

Помимо чисто литературных достоинств, он отвечает веяниям времени: героиня, 18-летняя девушка, испытывает сексуальные домогательства и, по мнению Аппиа, напомнит о проблемах движения #MeToo.  

Букеровская премия – одна из самых престижных в литературе. Уступает она только Нобелевской. Но в этом году Нобелевскую решили не вручать из-за скандала, который привел к расколу в Шведской Академии. В итоге было сформировано альтернативной жюри для альтернативной же премии 2018 года, обладателем которой стала француженка Мариз Конде. Здесь тоже не обошлось без «злобы дня»: жюри особо отметило «ужасы колониализма и хаос постколониализма», описанных в ее произведениях.

«Букер»: #MeToo и эксперименты с формой

Букеровская премия до 2013 года была строго британской: получить ее мог только писатель, живущий в одной из стран Содружества наций, объединяющего большинство колоний и доминионов уже не существующей Британской империи и пишущий на английском языке. Тем не менее, за ней пристально следили специалисты всего мира, как следят кинематографисты за «Оскаром», а музыканты за «Грэмми».

В 2005 году появилась и международная премия – за роман, переведенный на английский. В этом году ее поделили между собой полька Ольга Токарчук и переводчица ее романа «Бегуны» Дженнифер Крофт.

Нынешний лауреат главного «Букера», Анна Бернс, стала первым автором из Северной Ирландии, удостоенным букеровской премии за роман «Молочник». Председатель жюри Кваме Энтони Аппиа отметил, что ничего подобного никто из его коллег, как и он сам, не читали. Вспомнил он и про движение #MeToo (под этим хештэгом люди, в том числе знаменитые, рассказывают свои истории о столкновении с насилием или домогательствами), ведь 18-летняя героиня – любовница женатого мужчины, который связан с полувоенной группировкой. Но это не единственная проблема, которую затрагивает роман - действие происходит в 70-х годах прошлого века, среди взрывов и бунтов. Трагедия, приправленная едким юмором.

Злободневная тема и актуальность – не единственное достоинство романа. Его называют экспериментальным. Отличительной чертой стало то, что в тексте нет ни одного имени, что не мешает писательнице ошеломлять читателей как формой, так и содержанием  произведения.

Нобелевская премия: скандал в благородном семействе

По авторитету и престижу Букеровская премия уступает только одной премии мира – знаменитой Нобелевской премии по литературе. Сам Альфред Нобель предполагал, что премию будет получать автор наиболее выдающегося произведения идеалистической направленности. Однако от столь узкого определения отказались очень быстро, и Нобелевскую по литературе вручают чаще всего просто по совокупности заслуг.

Эту премию может получить любой писатель. Первым представителем России в списке лауреатов стал Иван Бунин, позже к нему присоединились Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Александр Солженицын и Иосиф Бродский.

Никто особо не скрывает, что Нобелевскую вручают не только за литературные достоинства, но и за актуальность и соответствие запросам времени. К примеру, Светлана Алексиевич, получившая премию в 2015 году, работает в жанре художественно-документальной прозы, который просто не предполагает экспериментов с формой.

Однако в этом году Нобелевскую премию по литературе вручать не стали. Причиной стал скандал, приведший к расколу – Шведскую академию, которая традиционно определяет лауреатов премии, покинули сразу несколько членов.

Виновником скандала стал арт-директор стокгольмского литературного клуба «Форум», фотограф Жан-Клод Арно. Его обвинили в сексуальных домогательствах (позже Арно был осужден за изнасилование), а также в том, что он неоднократно рассказывал посторонним о том, кто из литераторов получит премию. Их имена он знал от жены – поэтессы Катарины Фростенсон, которая состояла в Академии.

В итоге было проведено расследование, авторитет Академии был подорван, и премию решили «заморозить» до следующего года. Предполагается, что лауреатов будет двое – сразу за два года.

Альтернатива Нобелевской: ужасы колониализма

Пока «старая» Шведская академия приходит в себя после скандала, 117 деятелей культуры страны решили вручить свою собственную, альтернативную Нобелевскую – «в знак протеста против нынешней ситуации». И основали так называемую Новую академию. По их мнению, в нынешних условиях литература стала еще более важным инструментом противодействия «культуре» молчания и угнетения.

Альтернативную Нобелевскую премию решили вручить автору как минимум двух произведений, опубликованных за последние десять лет и посвященных теме «людей в мире». Из определения понятно, что  главным критерием стало содержание произведений.

Голосование было публичным, по его итогам был составлен список из четырех претендентов. Жюри под председательством редактора Анн Полссон выбрало француженку Мариз Конде. 81-летняя уроженка Гватемалы успела написать романы и новеллы, книги для детей и несколько пьес. Члены Новой академии сочли, что ее описание «ужасов колониализма и хаоса постколониализма», а также исследование ценностей традиции и культурного наследия в наибольшей степени отвечают выбранным критериям, хотя «интересны для чтения» и произведения ее соперников.

«Русский букер»: пауза или конец?

Вручение мировой Нобелевской премии всего лишь отложена, не говоря уже об альтернативе. А вот национальная российская премия оказалась под угрозой исчезновения.  

В 2018 году впервые за 26 лет не был вручен «Русский Букер». Причины – отсутствие финансирования. Организаторам не удалось найти спонсора для первой и самой престижной литературной премии России. Если это не будет сделано до конца года, Букеровский комитет начнет процедуру закрытия премии.

Нужно ли ограничивать цены на билеты в гостеатры?
Реклама