Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

14:58
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Финансовый кризис идет в рестораны

Опубликовано
Текст:

Проблемы с кредитами и снижение доходов населения -- риски ресторанного бизнеса в кризисный период. По оценкам участников рынка и экспертов, в 2009 году обороты сетевых ресторанов могут сократиться на четверть.

Банки сокращают программы корпоративного кредитования. За девять месяцев 2008 года реальные располагаемые доходы населения выросли по сравнению с январем--сентябрем 2007 года на 7,8%. В прошлом году темпы роста были существенно выше -- 10,4%. В сентябре без учета сезонных и календарных факторов среднемесячные темпы прироста доходов упали на 0,5%.

По прогнозу президента Федерации рестораторов и хотельеров Игоря Бухарова, до конца 2008 года обороты сетевых ресторанов снизятся на 10--15%. «В 2009 году -- возможно, на 25%», -- говорит Игорь Бухаров.

Обороты массового ресторанного рынка в четвертом квартале снизятся на 5--10%, предполагает Татьяна Бобровская, аналитик «Брокеркредитсервиса». «В сложившейся ситуации рыночные и финансовые риски ресторанного сектора существенно выросли, -- согласен Максим Клягин, аналитик «Финама». -- Многие столкнулись с дефицитом заемных средств, а также с резким ростом стоимости обслуживания кредитов».

«Рост в следующем году будет заметно ниже», -- резюмирует он, замечая, что «в структуре расходов домохозяйств статья «посещение ресторанов» будет заметно снижена». По мнению аналитика, в стабильном положении останутся «максимально демократичные ресторанные концепции».

Массовый сегмент ресторанного рынка от кризиса пока не пострадал, уверяют его участники. «В настоящий момент кризис не сказался на нашем бизнесе. Люди продолжают активно пользоваться нашими услугами. Безусловно, мы производим мониторинг ситуации на еженедельной основе и готовы адекватно реагировать на возможные изменения», -- передал Infox.ru Александр Рославцев, финансовый директор «Росинтер Ресторантс Холдинг» ("Планета суши", Il Patio, Friday's, Costa Coffee и другие).

Финансовый директор «Сбарро» Елена Бугайцова говорит, что влияние кризиса не ощутила. «Выручка растет. Вероятно, люди идут из других сегментов», -- считает она. Но Максим Клягин сомневается: «Предположения участников рынка, что их трафик может увеличиться за счет притока посетителей из более дорогих форматов, пока кажутся маловероятными».

Администратор кофейни «Шоколадница» на Арбате затрудняется оценить влияние финансового кризиса из-за сезонного фактора. «В конце октября -- ноябре выручка всегда падает. У нас межсезонье», -- говорит он.

Реклама