Открытое письмо президенту России, написанное лидерами сборной по бобслею, олимпийскими призерами Турина и Ванкувера Александром Зубковым и Алексеем Воеводой, вызвало много вопросов. Где в письме ложь, а где правда, постарался выяснить корреспондент Infox.ru.
«Было очень обидно, ведь для Саши мы сделали все»
После Олимпийских игр в Ванкувере, на которых сборная России заняла лишь одиннадцатое место в общекомандном зачете, спортсмены-олимпийцы написали несколько писем на имя президента страны.
Не отставать от моды решили и бобслеисты, которые в конце апреля пожаловались Дмитрию Медведеву на «некомпетентных тренеров, которые думают, как сэкономить на спортсмене», на то, что с ними обращались как «с рабами, часто не подбирая выражения», на то, что «спортсмены лишены голоса». Общее впечатление после прочтения письма складывалось неоднозначное. Удивлял еще и тот факт, что под письмом подписались лишь Александр Зубков и Алексей Воевода, которые были лидерами, но не вся сборная России по бобслею.
«Я бы такое письмо подписывать не стал»
После окончания Олимпиады прошло два месяца. Почему спортсмены «заговорили» только сейчас – неясно.
«Как я понимаю, это инициатива только Зубкова. Леша Воевода ничего в принципе не сказал. Сказал только, что для него федерация ничего плохого не сделала, он как себя зарекомендовал, так к нему и относились, а относились нормально. Это его слова», -- отметил Любовицкий.
Другой член сборной России по бобслею Евгений Попов тоже отметил, что события в письме описаны не совсем верно.
«Многое из того, о чем упоминается в письме Зубкова и Воеводы, в действительности не происходило. Поэтому, даже если бы мне предложили, я бы такое письмо подписывать не стал. Если меня что-то не устраивало, а такое, конечно, бывало, я подходил к тренерам, мы спокойно все обсуждали и находили компромиссы. Но я не думаю, что Саша пытался устроить такой разговор. Хотя убежден, что тренеры прислушались бы к его мнению», -- отметил многолетний партнер Зубкова и Воеводы в интервью агентству «Весь спорт».
«Что мы сделали для этого человека, мы не сделали ни для кого. Просто по-человечески Зубков поступает неправильно. Если он хочет что-то выяснить, то что, мы такие страшные, что нельзя нам сказать? А почему ты до этого молчал четыре года, когда ты с этими людьми работал? И все ведь нормально было – и помогали ему во всем, и зарплату он получал, и технику ему давали самую лучшую, и разгоняющие у него все время были самые лучшие. Мы всегда говорили, что мы верим в него и в то, что он завоюет олимпийскую медаль. А если убрать тепличные условия, которые были созданы для Саши, то еще вопрос, что бы получилось. Если бы мы Воеводу поставили к Абрамовичу, то никто не знает, чем бы дело все закончилось», -- сказал Infox.ru Владимир Любовицкий.
«В нас, тренерах, врагов не надо искать. А то такое общественное мнение создается, что тренера нацелены на то, чтобы команда проиграла. Ну так же не бывает! Приехав на Олимпийские игры, я две недели не спал. Просто не мог заснуть. Видимо, что-то с нервной системой, потому что организм мне попросту не давал возможности спать вообще. И после этого всего Саша заявляет, что, оказывается, ничего мы для них не сделали. А как же те твои шесть бобов? У него ведь шесть бобов было – три двойки и три четверки, у него было двадцать пар коньков. Что только там у него не было», -- добавил тренер.
«Какой ты нежный, Саша»
Особое место в письме Зубков и Воевода отвели «издевательствам тренеров», которые с ними «разговаривали «на матах», как бандиты на «стрелке», обвиняя исключительно спортсменов в непрофессионализме».
«Совершенно не понимаю, в чем его ущемили. Что мы такого сделали, что сразу открытое письмо президенту, «защитите нас, пожалуйста, от этих бандитов, они матом с нами разговаривают». Какой ты нежный, Саша, человек, нельзя, оказывается, матом с тобой разговаривать. А я смотрю выступления в Госдуме, так там дерутся иногда, и ничего», -- сказал тренер.
Ситуация, которая произошла на Олимпиаде, когда сборную России чуть не дисквалифицировали в полном составе, описана в письме не совсем так, как было на самом деле. На Играх представленный Зубковым и Воеводой комплект коньков был отклонен, так как на нем отсутствовал специальный стикер, свидетельствующий, что до этого коньки уже принимали участие в этапах Кубка мира-2009/10. Зубков решил уладить дело самостоятельно и, никому ничего не сказав, переклеил стикер с одних коньков на другие.
«Вопрос стоял о дисквалификации Зубкова и вообще всей команды. Что же он об этом не говорит? Сказал бы об этом. Или все дураки вокруг? Он сказал: «Они меня вызвали в столовую и на «матах» меня оттаскали». А как же тебя не оттаскать, если ты самостоятельно стикера переклеил, никого не спросив и поставив под угрозу выступление всей сборной России на Олимпиаде?» -- не понимает тренер.
«Наши ребята-бобслеисты получают больше других»
Весьма спорным главному тренеру кажется и тот момент, где Зубков и Воевода жалуются на отсутствие контрактов и весьма скудный доход.
«Он говорит, что живет на 15 тыс. рублей в месяц. Я его деньги считать, конечно, не хочу, но думаю, что это очередная ложь. Я прекрасно знаю, что он получает зарплату в «Автолайне», получает президентскую зарплату в Московской области, получает ставку в министерстве. Могу официально заявить, что на сегодняшний день наши ребята-бобслеисты получают больше других бобслеистов со всего мира. Я разговаривал и с немцами, и с американцами, и со швейцарцами, и когда они узнавали, какая зарплата у наших ребят, то готовы были хоть сейчас менять паспорт и начинать выступать за Россию», -- сказал Любовицкий.
Не менее удивителен тот факт, что спортсменам на Олимпиаде приходилось «искать место, где можно покушать на $50 США».
«Во-первых, эти $50 по смете, а во-вторых, если сказать людям на улице, что он на $50 в день ест и жалуется, что этого мало, притом в Канаде, где цены на порядок ниже, чем в Москве, да его разорвут просто, скажут: «Ты что, парень?» -- отметил Любовицкий.
«Я не помню, чтобы раньше такое было»
Прочитав письмо, главный тренер искренне недоумевал, зачем Александру Зубкову надо было его писать. Но ответ нашелся сам собой.
«Он сказал, что хочет стать президентом. Но есть ведь легитимный момент выбора, есть конференция, на которой надо заявить свою кандидатуру, представить предвыборную программу. Может быть, его и поддержат, он же авторитетный человек. Но не такими способами, вылив ушат грязи на людей, которые сделали для него все. Пусть за тебя проголосуют регионы. Только вопрос – проголосуют они или нет? Как спортсмен Саша сильный, а как личность, как человек, который за собой поведет массы… надо же немного другими чертами характера обладать. У нас молодежь подрастает, они его «подкусывают». Ему уже не двадцать лет. Вместо того чтобы тренироваться и готовиться к Олимпийским играм, он начал тут такими вещами заниматься», -- сказал тренер.
Первым «заниматься такими вещами» начал Евгений Плющенко. Подхватили эстафетную палочку лыжники, затем – фристайлистка.
«Я не помню, чтобы раньше такое было. Я сам был спортсменом, выступал за сборную семь лет. Я такого вообще не помню, чтобы такая массовая истерия была. «Все негодяи, все виноваты». Прямо охота на ведьм какая-то. Началось с Плющенко. И все стали повторять. Молодые ребята лыжники… Они-то куда лезут? Они в сборной один год. «Ко мне плохо относились, мне форму не дали». Как же ты Олимпийские игры выиграл? Ты, может, сам воспитался, вырос, надел лыжи, приехал и стал чемпионом? Так же не бывает», -- отметил Любовицкий.
«Правда, она одна»
Непременным требованием всех направленных президенту писем была отставка президентов федераций. Кроме Писеева, который еще держится на плаву, остальные главы федераций свои посты покинули.
«Поменять-то руководителей поменяли, а чтобы человек понял специфику своей работы, на это нужно как минимум два года. А пока он поймет, что надо делать, то до Олимпиады, по сути, останется год. И как тогда? Я призываю к тому, что рубить сплеча нельзя», -- сказал тренер.
«Зубков просит поменять Никиту Игоревича. Так давайте вспомним, что все успехи российского бобслея связаны именно с приходом Музыри. До того как «Автолайн» пришел (президент Федерации бобслея и скелетона России Никита Музыря является еще и президентом ООО «Группа Автолайн». -- Infox.ru), это были 16-19-е места с тем же Зубковым. Сегодня без финансирования серьезного успеха в бобслее не может быть. Пришел «Автолайн», появилось финансирование, появились современные бобы – и пришел результат», -- отметил Любовицкий.
«Я считаю себя успешным тренером и считаю, что наш тренерский коллектив – профессиональный. А иначе откуда все победы, которых сборная России добилась за четыре года? Это разве случайность? В любом случае всегда можно сесть, поговорить, найти общий язык. Правда, она одна. Можно посадить нас всех за круглый стол, я посмотрю, что он там будет говорить», -- добавил тренер.
«Я на него зла не держу. В июле у нас первый сбор. Пожалуйста. Он в списках, приглашен на сбор, пусть готовится, тренируется. Мы рады будем его видеть. Есть спорт, а есть какие-то человеческие отношения. Ведь мы все профессионалы. В первую очередь для нас важна работа, а что касается человеческих отношений… то детей мне с ним не крестить, в конце концов. Спортсмен он действительно хороший», -- заключил главный тренер сборной России по бобслею.