Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

23:20
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Ридеры подешевеют не скоро

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Устройства для чтения электронных книг -- одни из самых обсуждаемых современных гаджетов. Однако интерес к ридерам играет с ними злую шутку: спрос на e-ink-дисплеи еще долго будет превышать предложение, и дешеветь устройства будут медленно, отмечают эксперты.

По предварительным данным исследования аналитической группы Smartmarketing, за 2009 год в России было продано немногим менее 200 тыс. устройств для чтения электронных книг, а темпы роста составили примерно 300-400%, и это «низкие» темпы роста, виной которым – кризис.

Бурный рост

«Рынок ридеров начал развиваться в 2007 году, к началу 2009 года он, в сущности, прошел этап становления, появилась некоторая критическая масса пользователей, заработала положительная обратная связь, и сектор начал расти, -- рассказала Infox.ru аналитик Smartmarketing Светлана Завьялова. -- 300-400 процентов в общем-то из-за кризиса. Если бы сохранилась ситуация первой половины 2008 года, то сейчас мы бы могли говорить о 600-1000 процентах роста».

По мнению эксперта, бурный рост этого рынка обусловлен тремя факторами: наличием огромной аудитории тех, кто читает книги, а также увеличением степени проникновения интернета; «понятностью» ридеров массовому потребителю; особенностями экранов e-ink.

«Первое означает, в частности, развитие электронных библиотек и книжных ресурсов, -- пояснила Светлана Завьялова. -- Это важно, поскольку, например, до регионов книжные новинки доходят не всегда оперативно, да и ассортимент не всегда обширен, сказывается специфика книготоргового рынка. Второе означает, что не слишком опытный в гаджетах покупатель четко понимает, зачем ему это надо: чтобы книги читать. То, что на электронном ридере это делать удобнее, становится понятно практически сразу. Третий фактор обуславливает возможность читать с комфортом, «как с листа бумаги», глаза не устают. Это важно, к тому же, кроме удобства, экраны e-ink не столь уязвимы, как ЖК-матрицы таких же размеров. Человеку, не привычному к чтению с экрана, гораздо проще с ними освоиться».

«Рост рынка ридеров прежде всего связан с ростом спроса, -- рассказал Infox.ru директор по продажам компании Pocketbook Global Олег Науменко. – В прошлом году спрос вырос вдвое, в текущем году мы прогнозируем темп роста еще вдвое. В последующие годы мы ожидаем как минимум 50 процентов роста рынка каждый год. В штучном выражении мы оцениваем потенциал этого рынка как 500 тысяч штук в России и около 7 миллионов штук в мире в 2010 году».

«Да, действительно, рынок электронных книг в мире растет очень быстро, -- согласилась PR-директор компании «Евросеть» Ульяна Смольская. – В России – так же быстро, как и в мире, но с небольшим опозданием. Рост обусловлен основными преимуществами данных устройств перед другими форматами и традиционными бумажными книгами. Электронная книга выигрывает по комфортности чтения у других форматов благодаря технологии «электронных чернил», отсутствию мерцания экрана. Дисплей электронной книги внешне напоминает скорее обычную бумагу, нежели электронное устройство. Энергия аккумулятора тратится только на «перелистывание» страниц, что обеспечивает большой выигрыш в продолжительности работы батареи. Одно устройство позволяет создать целую электронную библиотеку, объем которой ограничен исключительно объемом карты памяти».

«Мы уверены в росте этого сегмента рынка, -- сообщила Infox.ru PR-директор ГК «Связной» Елена Ноготкова. – Но рост сдерживает дефицит и дороговизна дисплеев для ридеров».

Проблемы «молодости»

По мнению Светланы Завьяловой, дефицит дисплеев – это одна из двух главных причин серьезной дороговизны устройств для чтения электронных книг.

«Производственные мощности держателей патентов на e-ink просто не успевают за ростом спроса, в результате чего цена остается довольно высокой, - объяснила эксперт. – Кроме того, у большинства вендоров возникает необходимость разработки или адаптации программной части ридеров, а это тоже весьма дорого. Особенно дорого. Собственно, успех некоторых игроков, на наш взгляд, во многом связан именно с решением проблема снижения затрат на разработку ПО. Ну и естественное желание «снять сливки» тоже, безусловно, присутствовало, хотя на сегодня уже включились нормальные механизмы конкуренции, и цены снижаются».

«Цена в первую очередь обуславливается стоимостью комплектующих, в частности, дисплея e-ink, -- добавил Олег Науменко. – Сегодня их изготавливают всего два завода – налицо монополия, и производители ридеров никак не могут на это повлиять. Поэтому более половины затрат на производство ридера – это стоимость дисплея».

Между тем, по мнению ритейлеров, именно высокая цена сдерживает потенциальных покупателей от того, чтобы стать покупателями реальными.

«Из-за новизны технологии производители пока не могут предложить действительно доступную цену, -- заявила Ульяна Смольская. – В настоящее время электронные книги стоят 12-14 тысяч рублей, рынок станет по-настоящему массовым, когда цена устройства в рознице станет не больше 5-6 тысяч рублей. В этом случае снова будет популярной пословица: «книга – лучший подарок».

«Ридер выглядит дорогим гаджетом с примитивными возможностями и заторможенной реакцией, -- говорит Елена Ноготкова. – Главные покупатели -- это учащаяся молодежь и менеджеры среднего звена. И пока цена на такие устройства не опустится ниже 5-6 тысяч рублей, говорить о взрывном росте продаж рано. А вот ценник в 100 долларов -- это тот рубеж, который переведет миллионы читателей на электронную «бумагу». Есть основания ожидать такой стоимости ридеров при совместных проектах «производителей, дистрибуторов, ритейлеров» и поставщиков платного контента для ридеров».

Когда именно начнется снижение цен, аналитики сказать не могут.

«Прогнозировать среднюю цену в конце года сегодня практически невозможно, -- призналась Светлана Завьялова. -- Рынок крайне динамичный, а кроме того, сейчас меняется технологическая структура, в частности, растет популярность 5-дюймовых моделей. Но тренд очевидный: например, в течение 2009 года средняя цена снизилась с 14,2 тысячи рублей в первом квартале 2009 года до 10,7 тысячи рублей в четвертом квартале 2009 года».

«К 2015 году среднестатистическая стоимость ридера может снизиться до 50 долларов, -- считает Олег Науменко. – Связано это с тем, что спрос на устройства (а значит, и объемы производства) будет расти. Стоимость же единицы продукции в большой партии всегда ниже».

Не против планшетов

В Smartmarketing считают, что конкуренция устройств для чтения электронных книг и развлекательных планшетных компьютеров вряд ли возможна.

«Это очень разные с точки зрения пользовательского опыта устройства, -- считает Светлана Завьялова. – У e-ink есть проблема: эти матрицы очень медленные, картинка перерисовывается иной раз секундами. Но зато изюминка ридера -- дешевизна, картинка «как на бумаге» и гигантское (в сравнении с планшетами) время работы от одной зарядки. На стороне планшета -- более высокое качество картинки, скорость и динамика, но... разные вендоры уже неоднократно и не один год пытались продвинуть идею планшета на потребительский рынок, но без особого успеха. Нынешняя волна популярности планшетов связана скорее с грамотной PR-активностью Apple, чем с реальной потребностью рынка (и, как водится, кроме Apple, тут вряд ли кто-то что-то выиграет), тогда как рост популярности «читалок» -- тенденция вполне системная».

«Я предполагаю такой сценарий (конкуренции ридеров и планшетов. -- Infox.ru) маловероятным, -- отметил Олег Науменко. – Ридер отличается от устройств со сходным функционалом прежде всего технологией изготовления дисплея (e-ink). Он идеален с точки зрения энергопотребления, но смотреть видео на таком дисплее невозможно. Поэтому мультимедийный планшет и ридер – это две ветви, два направления развития мобильных гаджетов. Чисто технически ридер можно дооснастить функциями до уровня планшета, но он при этом растеряет свои главные достоинства, компактность, небольшой вес и бюджетность».

По мнению аналитиков Smartmarketing, появление у ридеров беспроводных интерфейсов и новых «побочных» возможностей – тоже «искусственная» тенденция.

«Это скорее мода, введеная Amazon, -- отметила Светлана Завьялова. -- Здесь на самом деле сталкиваются интересы вендора и клиента. Клиенту нужно простое и, в сущности, однофункциональное устройство, причем как можно более дешевое. Вендор заинтересован продавать дороже, чтобы увеличивать прибыль, и для этого буквально «начиняет» ридеры дополнительными функциями, от MP3 до WiFi. На наш взгляд, это не совсем рациональная политика, поскольку мощные, функциональные ридеры вступают в конкуренцию с планшетами, смартфонами, коммуникаторами и прочим, а на их фоне ридеры несколько проигрывают».

Впрочем, по мнению Светланы Завьяловой, определенный сектор «мощных и дорогих» будет существовать, но магистральное направление развития -- именно недорогие ридеры.

«Для многофункциональных же устройств единственная внятная стратегия -- интеграция с онлайновыми магазинами и продажа с субсидиями», -- считает эксперт.

«Новый, ожидаемый тренд на рынке ридеров – это цветные дисплеи, -- рассказал Олег Нестеренко. – Пока эта технология существует только в виде прототипов, и все зависит от готовности производства экранов. Но надо понимать, что цветной дисплей сильно удорожает ридер, и большинство пользователей пока не готовы тратить дополнительные средства на то, чтобы «читать в цвете».

«Автостат»: более 100 новых моделей вышли на российский авторынок в 2024 году
Реклама