Четкая позиция Москва по поводу защиты российских граждан на юго-востоке Незалежной изрядно поубавили воинственной спеси украинским политикам.
На днях замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак заявил, что Москва в любом случае не бросит на произвол судьбы жителей Донбасса, если Киев начнет войну.
Понятно, что российский чиновник говорил не лично от себя, а от лица президента России. И это вполне можно назвать ультиматумом, которые так не любит Киев.
Но слишком уж накалилась обстановка на юго-востоке Незалежной, чтобы можно было выбирать более мягкие формулировки. И это сработало.
Еще недавно главнокомандующий вооруженных сил Украины Руслан Хомчак публично говорил о том, что армия страны готова перейти в наступление хоть сегодня».
После ультиматума из Кремля Хомчак вдруг заговорил о том, что «силовой вариант освобождения Донбасса приведет к большим жертвам среди мирного населения и серьезным потерям в составе украинской армии, и это неприемлемо для Украины».
По-другому «запел» и президент Зеленский. Недели не прошло, как он призывал НАТО на Украину, чтобы помочь ей в приближающейся войне с Россией, как вдруг политик начал выкладывать на своих страницах в социальных сетях рассуждения о необходимости восстановления перемирия в Донбассе.
Что заставило Киев, если и не перестать бряцать оружием, но изрядно поуменьшить громкость? Эксперты считают, что обычно не слышащий Москву Киев на этот раз ее услышал.
Кремль прямым текстом заявил, что будет защищать своих граждан в Донбассе при помощи армии, если другого варианта Москве не оставят. Это означает, что ВСУ не ополченцев придется из окопов выкуривать, и лицом к лицу столкнуться с одной из сильнейших армий мира.
Есть еще одна причина, способствующая тому, что киевские политики поумерили свой пыл. Несмотря на обещания США защитить Украину в случае вступления в войну России, даже самые горячие головы в Киеве начинают осознавать, что ни американская армия, ни НАТО в целом биться с Россией за Донбасс не будут.
И в самой Америке, и во многих странах Европы опросы показывают, что население в своем большинстве не хочет участия своих военных в этом конфликте. А население - это избиратели, мнением которых зарубежные политики привыкли дорожить.
В общем, Кремль провел прямую красную линию, переход за которую будет означать прямой конфликт между Москвой и Киевом. Вот здесь, как предполагают политологи, Зеленский и дал обратный ход. И в попытках сохранить хорошую мину при плохой игре заговорил о перемирии, за которое он якобы всегда и ратовал.
На этом фоне появилась надежда на то, что соскальзывание Донбасса в горнило нового полномасштабного военного конфликта будет хотя бы приостановлено. Это даст время всем сторонам придти в себя, сбросить напряжение последних недель, а потом все-таки попытаться договорить о чем-то раз и навсегда.