Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

20:08
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU

INFOX Биографии
Люди, которые делают Историю. Люди, которых все обсуждают. Люди, которых считают примером. Здесь вы найдете их биографии, краткие и полные.

Биография Петра Мамонова: группа «Звуки Му», роль Ивана Грозного и смерть от коронавируса

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Петр Мамонов. Биография: группа «Звуки Му», «Такси-блюз», «Остров», «Царь» и другие фильмы, «Золотой орел» и «Ника», смерть от коронавируса.

Краткая справка

Петр Николаевич Мамонов (Petr Mamonov). Дата рождения – 14 апреля 1951 года. Место рождения – Москва, РСФСР, СССР. Дата смерти – 15 июля 2021 года. Место смерти – Москва, Россия.

Детские и ранние годы

Будущий музыкант и киноактер появился на свет в семье специалиста по доменным печам и переводчицы со скандинавских языков. У Петра есть единоутробный старший брат Олег, который стал биологом-охотоведом.

В школьные годы Петя, живший на Большом Каретном, 17, зарекомендовал себя хулиганом. Дважды его отчисляли из учебных заведений, один раз – за то, что он устроил взрыв рядом с кабинетом химии. В старших классах он заинтересовался музыкой и сколотил с друзьями ансамбль, исполнявший искаженные хиты Beatles, Rolling Stones и Led Zeppelin.

В подростковом возрасте Петр сдружился с Александром Липницким, будущим участником группы «Звуки Му». Отчим Саши – переводчик Виктор Суходрев – работал с сами Леонидом Ильичом Брежневым, ездил за границу и возил в СССР редкие записи. Но если Липницкий любил Beatles, то Мамонову более по душе были чернокожие джазмены – Майлз Дэвис, Чабби Чекер, Рэй Чарльз, Айк Тернер и его жена Анна (более известная как Тина Тернер).

В молодости жизнь будущего лидера «Звуков Му» чуть не прервалась. Как сообщает биография Петра Мамонова в Википедии, в одной из драк с хиппи представители советских «детей цветов» ткнули заточенным напильником в область сердца. Врачам удалось спасти молодого человека, но на память у Петра остался характерный шрам.

Когда за юношей пришла советская армия, он решил «откосить» от нее, притворившись сумасшедшим. Проходя обследование в лечебнице, он познакомился с Артемием Троицким, будущей звездой отечественной музыкальной журналистики.

С высшим образованием у Петра не сложилось. После школы он пошел в полиграфический техникум, поступив затем в Московский полиграфический институт (ныне МГУП имени Ивана Федорова) на редакторский факультет. Однако там он проучился всего три года.

В попытках заработать на жизнь Мамонов сменил множество занятий: был наборщиком в типографии, разбирал письма в журнале «Пионер», трудился банщиком и лифтером и даже переводил с норвежского (знание языков он унаследовал от мамы).

«Звуки Му»: от начала до распада

В 1980 году на фоне расставания с Ольгой Гороховой Петр написал около 70 песен. В какой-то момент Мамонов позвал в гости Артемия Троицкого и сыграл ему несколько своих опусов.

Троицкий был удивлен. По его словам, «это было потрясающе смешно, сильно и необычно». Те песни критик позже охарактеризовал как «маниакально-напряженные «польки-роки» на одном-двух аккордах, исполненные с криками, хрипами вперемежку с молчанием».

Тогда Мамонов решил собрать собственную группу, подключив к процессу своего младшего сводного брата Алексея Бортничука. Вскоре к группе присоединился Павел Хотин, умевший играть на клавишных и обладавший музыкальным образованием. В какой-то момент в группе, именовавшейся «Бронепоезд без колес», играл и Артемий Троицкий – на скрипке.

Ударом по будущему группы стало то, что Бортничук отправился на два года в колонию за тунеядство. Зато к коллективу присоединился Саша Липницкий, водивший уже в те годы знакомство с Борисом Гребенщиковым, Майком Науменко и Виктором Цоем.

С Троицким работа не сложилась, хотя отношения остались дружескими. Последним кирпичиком «золотого состава» стал барабанщик Алексей Павлов. Мамонов пел и играл на ритм-гитаре, Хотину достались родные клавиши, Бортничук отвечал за соло-гитару, а Липницкий – за бас.

Первый альбом был записан только в 1988-м. Лидер группы «Центр» Василий Шумов предложил свою помощь как продюсера, музыканты согласились, и итогом стали «Простые вещи». По словам участников «Звуков Му», Шумов установил на студии жесткую дисциплину, так что на запись ушло всего 20 дней. В основу альбома легли уже давно написанные Петром песни, некоторые из которых Мамонов написал еще в 1980-м.

Материала было много, поэтому в том же году группа записала и второй альбом, получивший название «Крым». Записывался альбом уже без Шумова, работал над ним звукооператор Антон Марчук. В этот раз процесс шел более непринужденно, но, что парадоксально, все случилось быстрее – музыканты управились за 10 дней.

На волне Перестройки отечественные рок-группы стали выезжать за рубеж. Не стали исключением и «Звуки Му». Началось все с Венгрии, потом был тур по Италии в компании с «Браво» и «Телевизором». Однако главным событием года стало знакомство Петра Мамонова с Брайаном Ино. Саунд-продюсер подписал с группой двухлетний контракт, по условиям которого та должна были сначала записать альбом для Запада и дать два масштабных тура по Британии и США. Однако альбом Zvuki Mu, записанный в Москве под контролем Ино, успеха не снискал. Наблюдавший за записью Троицкий назвал причиной творческий конфликт между Петром и Брайаном.

После серии концертов в Польше, Германии и Франции и туров по Великобритании и Штатам представлялось, что группу ждет безоблачное будущее. Тем неожиданнее было сообщение от ее фронтмена о роспуске. Однако на второй тур в США группа скаталась в полном составе, контракт с Opal Records никуда не девался. Последним аккордом сотрудничества «золотого состава» стал альбом «Транснадежность», вышедший в 1991 году.

От соло ко второму составу и обратно

Распустив Звуки Му, Петр Николаевич Мамонов продолжил играть с Бортничуком. Название дуэта было простое – «Мамонов и Алексей».

Однако вскоре состав разросся за счет басиста Евгения Казанцева и барабанщика Андрея Надольского. Эта четверка и записала альбом «Грубый закат», на обложке которого снова красовались слова «Звуки Му», что вызвало недовольство у экс-участников группы. Новый состав тоже протянул недолго, успев записать еще только один альбом – «Жизнь амфибий, как она есть», после чего распался.

Следующие шесть альбомов, в числе которых «Шоколадный Пушкин», «Электро Т», «Мыши 2002», «Зелененький», «Великое молчание вагона метро» и «Сказки братьев Гримм», Мамонов записывал практически в одиночку. Последний, 12-й альбом вышел в 2005 году, после него музыкант порадовал публику только концертником Live in Liverpool, изданным в 2019-м.

Начало карьеры в кино

Карьера Петра как актера кино началась в 1988 году, когда Мамонов снялся у Рашида Нугманова в его артхаусном триллере «Игла». Музыканту досталась роль хирурга Артура Юсуповича, поставщика наркотиков, которому противостоит главный герой в исполнении другого рокера – Виктора Цоя.

Если «Игла» была режиссерским дебютом Рашида Нугманова, то «Такси-блюз» – следующий фильм, в котором снялся Петр Николаевич Мамонов – был режиссерским дебютом Павла Лунгина. В этой трагикомедии рокер исполнил роль саксофониста Алексея Селиверстова.

Третий фильм с участием Мамонова тоже оказался дебютным для его режиссера. Никита Тягунов долгое время делал телеспектакли, но в начале 90-х решил взяться за рассказ Уильяма Фолкнера «Нога». Драматург Надежда Кожушаная адаптировала его под российские реалии: так вместо Первой мировой войны герой отправляется в Афганистан, но основные смыслы остались прежними. Вместе с Мамоновым в ленте снялся Иван Охлобыстин (в титрах Иван Чужой).

Сам Тягунов, через год после выхода «Ноги» покончивший с собой, вспоминал, что найти партнера Охлобыстину было проблемой, но выручил Мамонов, который отметил, что «материал совершенно не его, но, если нужно, он сыграет».

В один год с «Ногой» была снята и драма «Анна Карамазофф». Совместная советско-французская картина с участием Жанны Моро, Светланы Немоляевой, Эммануила Виторгана, Юрия Соломина и Петра Мамонова стала дебютом (!) в области полного метра для режиссера Рустама Хамдамова. Премьера ленты состоялась в рамках конкурсной программы фестиваля в Каннах, но в России фильм так и не был выпущен из-за конфликта режиссера и продюсера.

Последним фильмом первого этапа кинокарьеры Петра Мамонова стала драма Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло». Лента вышла в 1995 году, после чего музыкант на 10 лет завязал с кино.

Возвращение в кинематограф

Возвращение Мамонова в мир кино пришлось на 2005 год с экзистенциальной драмой «Пыль», которую снял Сергей Лобан. Фильм удостоился наград на нескольких фестивалях – ММКФ, фестивале правозащитного кино «Сталкер» и «Киношок» в Анапе.

Во второй половине нулевых Мамонов создал два заметных кинообраза. Это отец Анатолий в фильме «Остров» и Иван Грозный в ленте «Царь». Оба фильма снял Павел Лунгин, с которым музыкант сотрудничал еще в начале 90-х.

За «Остров» Мамонов получил ряд наград. Среди них – приз кинофестиваля «Московская премьера», премия XIV Фестиваля российского кино в городе Онфлер и интернет-кинопремия «Жорж». Однако более весомыми выглядят премии «Золотой орел» и «Ника».

Рассказывая о фильме «Царь», Лунгин заявил, что еще на съемках «Острова» заметил в Мамонове «черты Ивана Грозного». Фильм был показан на нескольких кинофестивалях (в Каннах, Москве и Варшаве), однако наград не завоевал, хотя критики и обращали внимание на убедительность Петра в роли русского самодержца.

Поучаствовал рокер и в съемках фильма «Игла Remix», которые затеял Рашид Нугманов во второй половине нулевых. А после снова поработал с Сергеем Лобаном, который снял комедию «Шапито-шоу», вышедшую на экраны в двух частях («Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество»).

Еще одной работой в фильмографии Мамонова стал сериал «Пепел», в котором он сыграл роль вора в законе «Деда Левы». Вместе с рокером в картине снялись Владимир Машков, Евгений Миронов, Елена Лядова, Сергей Гармаш и Чулпан Хаматова.

Последним опытом большого кино на данный момент для Мамонова стал боевик Егора Баранова «Иерей-сан», в котором компанию ему составили Иван Охлобыстин и японская звезда боевиков 80-х и 90-х Кэри-Хироюки Тагава. Также среди последних работ музыканта – короткометражка «Чай» и сериал «Каждому свое».

Личная жизнь Петра Мамонова

Википедия пишет, что еще в середине 70-х Мамонов впервые женился. Имя девушки неизвестно, но онлайн-энциклопедия уточняет, что у них родился сын Илья.

В конце 70-х музыкант недолгое время жил с преподавательницей иностранных языков Ольгой Гороховой. Познакомились они в ресторане «Сосновый бор» на Рублевском шоссе. По словам Ольги, ее кавалер преимущественно сидел дома и слушал Weather Report – американскую джаз-фьюжн группу.

В начале 80-х Петр Мамонов встретил главную женщину в своей жизни. Девушка Ольга была в тот момент артисткой кордебалета. Вместе с супругой он прожил уже почти 30 лет. За это время Ольга, которая стала в итоге менеджером артиста, родила ему двух сыновей. В какой-то момент Петр, который давно перестал пить, перебрался жить в деревню, где и живет сейчас. Теперь он много времени уделяет семье и вере.

Фото Петра Мамонова можно посмотреть на посвященной ему странице в Instagram. На аккаунт с фотографиями и видео подписаны 136 тыс. пользователей.

Коронавирус

В конце июня 2021 года Петр Мамонов попал в реанимацию в больнице в Коммунарке. У музыканта диагностировали коронавирус, зафиксировали поражение легких на уровне 87% и подключили к аппарату ИВЛ.

Супруга Петра в интервью рассказала, что Мамонов отказался вакцинироваться, хотя она его и отговаривала. В один из июльских СМИ успели «похоронить» артиста, но жена позже опровергла эту информацию, сообщив поклонникам, что пожилой рокер пока еще жив.

Тяжелое состояние здоровья Мамонова было связано еще и с тем, что в 2019 году он перенес инфаркт. Тогда медики сделали две операции на сердце и спасли жизнь звездному пациенту.

Однако 15 июля 2021 года музыкант все же скончался. По версии СМИ, причиной смерти стал тот самый коронавирус.

Семейную ипотеку захотели давать матерям-одиночкам
Реклама