Лариса Прокопьева. Биография: ФНПЦ «Алтай» и компания «Эвалар», рейтинг Forbes, двое детей.
Краткая справка
Лариса Александровна Прокопьева (Larisa Prokopieva). Дата рождения – 1950 год (более точных сведений нет). Место рождения – Бийск, Алтайский край, РСФСР, СССР.
Ранние годы
О ранних годах Ларисы Прокопьевой известно крайне мало. Нет информации, кем были ее родители. СМИ пишут, что в середине 70-х она окончила Алтайский политехнический институт имени Ивана Ползунова (ныне Алтайский государственный технический университет), а через 10 лет защитила кандидатскую.
Работала она сначала в Алтайском НИИ химических технологий, а затем в Федеральном научно-производственном центре (ФНПЦ) «Алтай», где была старшим научным сотрудником и руководителем технологической группы. В конце 80-х в стране началась конверсия, и на «Алтае» стали производить жевательную резинку.
Бизнес
Деньги и славу Ларисе Прокопьевой принес бренд «Эвалар». Компания «Эвалар» была создана в 1991 году на базе ФНПЦ «Алтай», где и трудилась Лариса. Название компании «Эвалар» было образовано соединением имен двух женщин-руководителей – Эвы Дамбровски и Ларисы Прокопьевой.
Эва Дамбровска руководила польской компанией Pollena, специализировавшей на декоративной косметике. Совместное производство косметики шло три года, но конкуренция на рынке была весьма высока, так что «Эвалар» переориентировался на рынок лекарственных средств. К этому моменту Дамбровска уже продала свою долю Ларисе, а сама вернулась в Польшу.
На рынке лекарств тоже все было не слишком идеально. Денег на новые брендированные препараты не хватало, поэтому компания Эвалар занялась выпуском брикетов лекарственных трав.
Сама Прокопьева вспоминает, что, еще будучи сотрудницей ФНКЦ, вместе с коллегами в лабораториях делали разные настойки. А тут стало ясно: продукция востребована. «Был тренд на оздоровление организма, грех было этим не воспользоваться», – рассказывала бизнесвумен. По ее словам, сырье закупалось у совхозов, но порой приходилось и самой ездить на сбор трав.
Позже компания получила патент на промышленную технологию переработки алтайского мумие. Так, «Эвалар» Ларисы Прокопьевой вышел на рынок биологически активных добавок (или просто БАД). По словам самой бизнесвумен, это стало прорывом, так как продукт был высокого качества, а рынок в то время был заполнен преимущественно кустарными образцами.
Вторым препаратом на рынке добавок, с которым отметился «Эвалар», стал БАД «Анкир-Б» – средство для похудения на основе микрокристаллической целлюлозы. «Анкир-Б» быстро стал доступной альтернативой модному в то время «Гербалайфу». По словам Прокопьевой, пищевая добавка из микрокристаллической целлюлозы вызвала ажиотаж. За препаратом, разработанным в Академии наук Киргизии и производившимся Бийским химкомбинатом, стояли очереди.
Выбор в пользу биологически активных добавок, как отмечает Википедия, был сделан еще и потому, что их сертификация не требовала долгих клинических испытаний и согласований.
В середине 90-х фирма Прокопьевой стала размещать рекламу в федеральных изданиях, что обернулось резким увеличением выручки (к 2001 году она выросла до 138 млн рублей). Вложения в рекламу оценивались на уровне в 12-15% дохода.
Еще одним инструментом поддержки бренда стала аптечная сеть, которую производитель БАД развивает с 1994 года. Сеть не очень большая – 25 аптек (6 в столице и 14 в родном для Прокопьевой Бийске), самой компанией она оценивается как малорентабельная. Однако Прокопьева в интервью подчеркивала, что важно иное: благодаря аптекам есть обратная связь с потребителем: можно узнать, что его интересует и что популярно на рынке.
Выход на новый уровень, по словам Прокопьевой, произошел в 2005 году, когда производитель БАД открыл представительство в столице России. Как отметила Лариса Прокопьева, тогда фирма качественно расширила ассортимент, обзавелась множеством партнерских контактов и стала использовать телерекламу. Именно тогда «Эвалар» стал компанией №1 по объему реализации БАД в России.
Сейчас «Эвалар» выпускает не только добавки, но и собственные лекарства. Упор сделан на дженерики популярных препаратов, у которых мало аналогов на российском рынке. Однако прибыль компании обеспечивают все равно преимущественно добавки. В интервью 2020 года хозяйка «Эвалар» привела следующее соотношение: добавки обеспечивают 80% прибыли, лекарства – 20%.
Рост доли лекарств до 20% стал возможен после того, как в 2019-м был запущен второй производственный комплекс, где сконцентрировалось производство собственных лекарственных средств. Сейчас в портфеле лекарственных средств компании свыше 20 торговых наименований.
Уже в конце 2020-го президент России Владимир Путин отметил заслуги Прокопьевой перед фармацевтической отраслью, наградив ее медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени. Награду руководительнице ЗАО «Эвалар» вручил губернатор Алтайского края Виктор Томенко. В том же году дума родного города присвоила Прокопьевой звание почетного гражданина Бийска.
«Эвалар» vs ФАС
У гиганта рынка биодобавок есть и свои критики. Они указывают на постоянные претензии в адрес компании от Федеральной антимонопольной службы.
Еще в середине 2000-х годов ФАС официально обвинила «Эвалар» в недобросовестной конкуренции. Причиной стало желание компании застолбить за собой исключительные права на название «Красный корень». Однако новосибирский конкурент «Зеленый доктор» доказал, что это словосочетание – общеизвестное название растения копеечник, а значит никакие исключительные права на него невозможны.
Следующий акт противостояния «Эвалара» и ФАС пришелся на 2009 год. Тогда антимонопольщики остались не в восторге от рекламы препарата «Транзит», указав, что у покупателей создавалось ложное ощущение наличия у биодобавок лечебных свойств. Реклама в итоге была признана ненадлежащей. Нарушения закона о рекламе ФАС нашел и в случае продвижения препарата «Глицин Форте Эвалар», который производитель описывал так, будто это лекарство, а не пищевая добавка.
Но рекламные нарушения выглядели цветочками на фоне новостей 2013 года об обнаружении в продукции компании опасных веществ (в ряде препаратов нашелся мышьяк). Однако на рост продаж эти сообщения не повлияли.
Рейтинг Forbes
В 2020 году журнал Forbes Woman включил Ларису Прокопьеву в список 20 богатейших self-made женщин России. Под self-made здесь следует понимать следующее: капиталы участниц списка получены в результате собственных занятий бизнесом, а не благодаря бракоразводным процессам или переписыванию на жен активов хитрыми мужьями.
В тройку главных богатеек попали основательница Wildberries Татьяна Бакальчук (с капиталом в $14,5 млрд), совладелица «Прогресс Капитал» Ольга Белявцева ($550 млн) и зампредправления ПАО «НОВАТЭК» Татьяна Кузнецова ($475 млн).
Хозяйка «Эвалара» расположилась в рейтинге на 11-м месте. Ее состояние журнал оценил в $175 млн, присвоив бизнесвумен рейтинг самостоятельности А+ (для сравнения у Бакальчук и Белявцевой рейтинг просто А, а у Кузнецовой и вовсе В+). Издание уточнило, что, по оценке DSM Group, «Эвалар» в 2019 году занял 17% российского рынка БАД, а выручка головной компании группы составила около 9 млрд рублей.
Личная жизнь
Лариса Прокопьева замужем. Ее муж Сергей Прокопьев также работает в компании и руководит строительством новых заводов.
У Ларисы и Сергей двое детей. Сын Александр занимал должность директора по стратегическому развитию, пока в 2011 году не избрался в Госдуму от «Единой России». Будучи депутатом шестого созыва, Прокопьев входил в комитет по охране здоровья и возглавлял подкомитет по развитию науки и новых технологий в медицине. Отметился он и по части семейного бизнеса. Совместно с Ириной Яровой он выступил автором проекта ФЗ-532, ужесточившего наказание за производство и сбыт недоброкачественных лекарств, медицинских изделий и БАДов.
Дочь Наталия сейчас занимает пост председателя совета директоров и возглавляет московское представительство компании.
У Ларисы Прокопьевой есть две внучки и внук. Старшую из дочерей Александра зовут Варвара, имя младшей неизвестно, сын получил имя Мирослав.