Лия Ахеджакова: МТЮЗ и театр «Современник», «Ирония судьбы или С легким паром!», «Небеса обетованные», «Изображая жертву» и другие фильмы, три брака и коронавирус.
Краткая справка
Лия Меджидовна Ахеджакова (Liya Akhedzhakova). Дата рождения – 9 июля 1938 года. Место рождения – Днепропетровск (ныне – Днепр), Украинская ССР, СССР. Рост – 153 см. Вес – 52 кг.
Ранние годы
Будущая актриса выросла в театральной семье. Родилась она в Днепропетровске, но детство ее прошло в Майкопе, поскольку отчим Меджид Салехович был главным режиссером Адыгейского драмтеатра, а мать Юлия Александровна была его актрисой.
Точных данных о национальности Лии Ахеджаковой нет, так как отчество она получила от отчима, который усыновил ее, когда девочке было три года.
У матери будущей актрисы была открытая форма туберкулеза, и в пятом классе, как пишет Википедия, Лия по совету учительницы даже написала письмо генсеку ЦК КПСС Иосифу Сталину с просьбой помочь с лекарством, взамен пообещав получить золотую медаль. Как позже рассказывала Лия, письмо до Сталина не дошло, но с Рижского завода прислали необходимый препарат.
В 18 лет, получив аттестат о среднем образовании, девушка поехала в столицу Советского союза. Лия хотела стать журналистом и намеревалась поступить в МГУ, но на собеседовании чересчур разнервничалась, что обернулось провалом. Тогда девушка поступила в Московский институт цветных металлов и золота. Там она проучилась всего полтора года, зато успела приобщиться к студенческой самодеятельности.
Учебу в техническом вузе она бросила и поступила в ГИТИС имени Анатолия Луначарского. В те времена в вузе были национальные студии, и студентка окончила адыгейскую в 1962 году. Училась она на курсе Михаила Чистякова.
Карьера в театре
Лия Ахеджакова в молодости устроилась в Московский ТЮЗ, где играла в амплуа травести. Сама она рассчитывала на то, что ей достанутся роли в духе Джульетты, но режиссеры видели ее судьбу иначе.
Дебютом на сцене стала роль Ниф-Нифа в постановке «Три поросенка». Всего за 17 лет она сыграла в двух десятках спектаклей. Она сотрудничала с такими режиссерами, как Борис Голубовский, Владимир Горелов, Владимир Храмов и др.
Среди постановок с участием Ахеджакова – «Капитанская дочка» (по Пушкину), «Любовь к трем апельсинам» (по мотивам сказки Карло Гоцци), «Убить пересмешника» (по Харпер Ли), «Мой брат играет на кларнете» (по Анатолию Алексину), «Винни-Пух и его друзья» (по Алану Милну), «Пеппи – Длинный чулок» (по Астрид Линдгрен), «Три мушкетера» (по роману Александру Дюма-отцу) и др.
В 1977-м актриса перешла в театр «Современник». Она играла в таких постановках, как «Эшелон» и «Спешите делать добро» (обе – по Михаилу Рощину), «Вечно живые» (по Виктору Розову), «Стена» и «Восточная трибуна» (по Александру Галину), «Квартира Коломбины» (по Людмиле Петрушевской), «Крутой маршрут» (по Евгении Гинзбург), «Виндзорские насмешницы» (по Уильяму Шекспиру), «Предупреждение малым кораблям» (по Теннесси Уильямсу) и др. На сцене она сотрудничала с такими режиссерами, как Роман Виктюк, Галина Волчек, Леонид Хейфец и др.
Начало карьеры в кино
Дебют Лии Ахеджаковой как актрисы кино пришелся на конец 60-х. В 1968-м она снялась у Виктора Рыжкова в драме «Возвращение».
Следующие пять лет актриса занималась озвучкой, пока не сыграла в драме «Ищу человека» про то, как в послевоенное время разлученные люди ищут и находят друг друга.
Работа с Рязановым
Однако первым крупным успехом для Ахеджаковой стала комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». В ней она сыграла подругу Нади Шевелевой (Барбара Брыльска). Для актрисы это был первый опыт сотрудничества с Эльдаром Рязановым.
Через два года Лия Ахеджакова снялась в другой картине Рязанова – «Служебном романе». Ей досталась роль секретарши Веры. Вместе с ней в ленте снялись Андрей Мягков (они уже пересекались в «Иронии…»), Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. За «Служебный роман» она получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
Засветилась Лия Ахеджакова и в следующем фильме Рязанова – «Гараже». В нем она сыграла младшего научного сотрудника Елену Павловну Малаеву.
Отметилась артистка и в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово», после чего ее сотрудничество с Эльдаром Александровичем прервалось на десять с лишним лет.
Возобновилось оно в 1991 году, когда режиссер снял «Небеса обетованные». В социальной трагикомедии актрисе досталась роль бездомной художницы Фимы. За роль Фимы Лию Ахеджакову удостоили премии «Ника» (всего картина получила семь номинаций и в шести выиграла), а читатели журнала «Советский кран» назвали ее актрисой года.
Следующей совместной работой стала комедия «Старые клячи», вышедшая в 2000-м. Последней же совместной работой Рязанова и Ахеджаковой стал фильм «Андерсен. Жизнь без любви».
Другие работы Лии Ахеджаковой
Сайт «Кинопоиск» насчитывает в фильмографии Лии Меджидовны свыше сотни картин. В разные годы она сотрудничала с такими режиссерами, как Владимир Меньшов («Москва слезам не верит»), Леонид Филатов («Сукины дети»), Сергей Бодров («Я хотела увидеть ангелов»), Алла Сурикова («Московские каникулы»), Павел Лунгин («Ветка сирени»), Вадим Соколовский («Книга мастеров»), Сергей Лозница («Кроткая») и др.
Особняком стоит сотрудничество Ахеджаковой с Кириллом Серебренниковым. За роль в черной комедии «Изображая жертву» она получила вторую в своей жизни «Нику» как лучшая актриса второго плана (третью статуэтку она получит уже в номинации «Честь и достоинство»).
Сыграла она и в фильме «Лето», рассказывающем о молодых годах Виктора Цоя и Майка Науменко. В этом байопике ей досталась роль хозяйки квартиры, на которой тусовались рокеры.
Среди последних работ Лии Меджидовны – участие в фильмах «Этаж» (режиссер Станислав Мареев) и «Комета Галлея» (Милены Фадеевой).
Гафт и Ахеджакова
Известный своими язвительными эпиграммами Валентин Гафт посвятил одну из них и своей коллеге, с которой вместе играл у Рязанова в «Гараже» и «Небесах обетованных». Она звучала так: «Везде играет одинаково / Актриса Лия Ахеджакова».
Народная артистка России такой эпиграмме не сильно обрадовалась, поэтому позже Гафт дописал еще строчки: «Великолепно! В самом деле / Везде играет на пределе».
Насколько сильно обиделась Лия Меджидовна, сказать сложно, но уже на похоронах Гафта, случившихся в 2020 году, она отметила, что «о Валечке без нецензурных слов нельзя говорить, он весь был такой».
Личная жизнь Лии Ахеджаковой
В биографии Лии Ахеджаковой были три брака. Первым мужем Лии Ахеджаковой был актер Борис Носик, который работал вместе с ней в МТЮЗе.
Вторым супругом Лии был поэт и художник Борис Кочейшвили. Они долго прожили вместе, но в итоге разошлись.
Уже летом 2001-го Ахеджакова в третий раз вышла замуж. Ее новым избранником стал фотограф Владимир Персиянинов. Лия Меджидовна долго не сообщала о своих отношениях с ним отчиму, но в итоге рассказала, что у нее есть мужчина, когда отчим посоветовал, что после его смерти Лия останется жить совсем одна.
Ни в одном из трех браков детей у Лии Ахеджаковой не было.
Соцсети у Лии Ахеджаковой не в чести, ее фото в Instagram удастся найти только в аккаунтах ее знакомых и поклонников ее таланта.
Лия Ахеджакова сейчас
В начале января 2021 года СМИ сообщили, что у Лии Ахеджакова диагностирован коронавирус. В силу возраста актриса находится в группе риска.
Комментируя информацию о госпитализации, представитель актрисы уточнил, что чувствует она себя нормально, а положили ее не в реанимацию, а в обычную палату. О том, что народную артистку России госпитализировали, СМИ сообщили еще 9 января.