В маниакальном желании поднять советское искусство на новый уровень, Екатерина Фурцева перемолола в своих жерновах немало творчески
Тамара Миансарова
Исполнительницу хита «Черный кот» Тамару Миансарову обожали не только в СССР, но и за рубежом. Западные слушатели часто ставили ее в один ряд с Эдит Пиаф и Шарлем Азнавуром.
Исполнительница и в самом деле выбивалась из образа простого советского артиста, что сильно раздражала министра культуры Екатерину Фурцеву.
А еще, по слухам, не слишком внешне привлекательную чиновницу бесила популярность Миансаровой у мужчин, причем, самых известных.
Решив поставить певицу на место, Фурцева обвинила ее в пропаганде западных капиталистических ценностей, и запретила ей исполнять самые известные хиты.
Фактически оставшись без работы, почитаемая во всем мире исполнительница была вынуждена уехать не периферию, устроившись рядовой артисткой в провинциальной филармонии.
Миансарова сумела вернуться в столицу лишь после смерти всесильной Фурцевой. Однако, к тому времени на эстраде блистали совсем другие люди, и догнать былую славу Тамаре Миансаровой, увы, так и не удалось.
Валерий Ободзинский
Главным «бзиком» Фурцевой называли «уравниловку» в искусстве. Другими словами, в СССР все граждане как бы жили одинаково, так и среди артистов не должно быть звезд.
Падение великолепного советского исполнителя Валерия Ободзинского началось после инспекторской проверки министра культуры Апрелевского завода грампластинок.
Пройдясь по цехам, Фурцева заметила, что почти в каждом из них печатают пластинки Ободзинского. Чиновница была крайне раздражена, хотя сам певец на этом явно не разбогател, получив за пластинку гонорар всего в 150 рублей.
Правда, невероятный тираж в 14 миллионов экземпляров так и остался на складе завода – Фурцева запретила распространение пластинок.
Более того, она перекрыла Ободзинскому доступ к главным площадкам и концертным залам столицы и других крупных городов.
Оставшись без работы, исполнитель сломался – впал в депрессию, увлекся алкоголем, потерял семью. К сорока пяти годам н остался один, без сцены.
Чтобы свести концы с концами, хватался за любую работу. Даже работал сторожем. Скончался певец в конце лета 1997 года от сердечного приступа. Ему было всего 55 лет.
Клавдия Шульженко
Вражда с Шульженко, всегда равнодушной к государственным наградам, началась с опоздания Фурцевой на прием, который министр сама и назначила.
Певица, всегда отличавшаяся смелым и независимым характером, не стала ждать чиновницу, и при всех собравшихся гостях бросила ее секретарше: «Передайте своей начальнице, что она плохо воспитана». И ушла.
После этого Фурцева объявила исполнительнице настоящую «вендетту». Но, несмотря на разный статус, это была битва почти равных соперниц. Дело в том, что Шульженко была популярна не только среди простых граждан, но и среди власть имущих.
И хотя Фурцевой так и не удалось сломать ее карьеру, свою «ложку дегтя» она все-таки внесла. К примеру, когда Шульженко выходила на пенсию, чиновница сделала все, чтобы той была назначена минимальная выплата – без учета ее званий и заслуг.
А до этого Фурцева с большим удовольствием вычеркнула певицу из списка претендентов на получение отдельной квартиры. Так что, всенародно любимой исполнительнице, собирающей полные залы, долгое время пришлось ютиться по съемным углам.
P. S. На самом деле артистов, однажды попавших в немилость к Фурцевой, было намного больше. Кому-то всесильный министр культуры сломала карьеру, а кому-то и жизнь.
Тем не менее, исследователи ее деятельности до сих пор спорят на тему того, чего больше сделала Фурцева – добра или зла.
Ее сторонники утверждают, что чиновница поставила культуру в СССР на новый уровень и даже заставила уважать советских артистов в всем мире.
Только к своим победам и достижениям Екатерина Фурцева шла в буквальном смысле по головам, за счет множества сломанных судеб своих «подшефных» артистов. Как говорится. На войне как на войне – без жертв не бывает…