Эту трагедия в 1983 году под Ульяновском объединила в себе и кораблекрушение и железнодорожную аварию, унеся жизни дестяки людей и перемолов сотни судеб.
Просчет или стечение обстоятельств?
5 июня 1983 года около 11 часов вечера на скорости порядка 25 км/ч теплоход «Александр Суворов», совершавший круизный рейс по Волге, зашел под шестой пролёт Ульяновского моста.
Хотя, согласно маршруту, пройти должен был под третьим пролетом, считавшимся судоходным.
В итоге этой ошибки высоты пролета не хватило, что стоило теплоходу верхней палубы, которая в считанные секунды была полностью снесена нижней частью моста.
Что могло стать причиной такой грубой ошибки? Предположительно, старпом, несший вахту вместе капитана, и рулевой отвлеклись, и вовремя не скорректировали поворот под нужный пролет.
А когда поняли, что уходят под другой пролет, поворачивать было поздно. Тут варианты были – или экстренно стопорить ход или рисковать. Вот они якобы и решили рискнуть в расчете на то, что капитан ничего не заметит.
Были и сопутствующие факторы, которые могли повлиять на ошибочное решение старпома и рулевого: сумерки и отсутствие освещения на мосту.
Столкновение не только разрушило часть теплохода. Досталось и мосту. Сила удара была такой, что шестой пролет сдвинуло с места, нарушив целостность рельс.
И, как назло, в этот момент на него на скорости 70 км/час влетел грузовой состав с более чем полусотней вагонов суммарным весом почти в три с половиной тысячи тонн.
Одиннадцать вагонов сошли с полотна и упали на бок. Все их содержимое (уголь, лес, зерно, бензин) высыпалось прямо на покореженный теплоход, хороня под собой тела погибших и еще живых пассажиров.
Мясорубка из фильма ужасов
Позднее то, что происходило на борту теплохода, на нижних палубах и в каютах, назовут кровавой мясорубкой, мельницей, играючи перемалывавшей в своих жерновах людей.
По рассказам очевидцев кровь лилась отовсюду и в буквальном смысле ручьями. Срезанная мостом четвертая палуба частично накрыла третью, превратив десятки находившихся на ней пассажиров в одно большое кровавое месиво.
К тому же не верхней палубе, уничтоженной ударом о мост, находились кинозал и танцплощадка, которые в вечернее время были полным отдыхающих.
Свидетели трагедии говорят, что картина была по-настоящему жуткой. Горы искалеченных тел, лежавших везде и всюду, в том числе, друг на друге.
И все это сверху присыпало углем, зерном и брёвнами. И только каким-то чудом цистерна бензина, тоже сошедшая с рельсов, застряла в конструкции моста и не упала на палубу. Тогда бы все здесь вспыхнуло и сгорело дотла в считанные минуты.
Разбор «полетов»
Помощь начала подходит буквально отовсюду. Спасатели и специалисты разных сфер съезжались из Ульяновска, и из других областей. Завалы разбирали почти неделю, а местные больницы работали в авральном режиме, вызвав всех врачей с выходных и отпусков.
Уже когда подвели итоги катастрофы, погибших насчитали сто семьдесят шесть человек, раненных – около полусотни. Но фрагменты тел находили по берегам реки еще на протяжении нескольких недель.
Работе следователей тоже было не позавидовать. Рулевая рубка была разбита вдребезги, все предполагаемые виновники аварии и ее свидетели погибли. Так что, установить истинную причину трагедии было очень сложно.
Капитан теплохода, в момент столкновения с мостом отдыхавший в своей каюте, выжил. По его словам, и старпом и рулевой были людьми бывалыми и опытными. Как они могли попутать пролеты в том месте, через которое ходили уже десятки раз, он объяснить не мог.
И хотя капитан физически не был виноват в трагедии, так как в то момент судном фактически руководил старший помощник, именно капитану и пришлось отвечать за всех. Его осудили на десять лет, а через шесть выпустили по УДО. Больше на скамье подсудимых никого не было.
Кстати, «Александра Суворова» после той трагедии не утилизировали, а отремонтировали и снова ввели в эксплуатацию.
Ходят слухи, что этот теплоход до сих пор перевозит пассажиров по матушке-Волге, и не раз проходил по тем самым мостом, где почти сорок лет назад в одно мгновение оборвались десятки человеческих жизней…