Знаменитый советский боевик «Пираты XX века» возник отнюдь не на пустом месте, а на основании ряда вполне реальных и очень захватывающих событий.
Первый «звоночек»
Еще задолго до того, как о себе громко заявили сомалийские пираты, по всему миру на иностранные суда нападали их «коллеги» из самых разных стран. Жертвами нападений становились и советские корабли.
Одним из самых остросюжетных инйидентов стала история 1966 года в африканской Гане, где в то время как раз произошел военный переворот.
Лояльный к Советскому союзу президент Кваме Нкрума был свергнут, а многочисленные специалисты из СССР и других стран соцлагеря, работавшие в Гане были высланы в течение нескольких суток. Были разорваны и дипломатические отношения.
Жертвой резкого изменения политической обстановки стало научное судно «Ристна». Экипаж корабля обвинили в перевозке оружия для повстанцев, выступавших против генералов, организовавших госпереворот.
Правда, никаких доказательств против советских моряков ганцы не нашли, и вскоре «Ристна» была благополучно отпущена.
Тогда советские власти решили закрыть глаза на благополучно разрешившийся конфликт. Однако, этот инцидент оказался не последним.
Незваные гости
Спустя два года, в 1968 году ситуация повторилась. В нейтральных водах, недалеко от морской границы Ганы неизвестные люди на нескольких катерах захватили два советских траулера «Холод» и «Ветер».
Их препроводили в ганский порт, объявили арестованными, обвинив в нарушении границы. Фактически это была пиратская акция с молчаливого согласия властей страны.
Пока между Москвой и Аккрой шли переговоры, советские моряки томились в местной тюрьме – в не просто тяжелых, а абсолютно нечеловеческих условиях.
Между тем, все попытки наших чиновников разрешить ситуации за столом переговоров ни к чему не привели.
Экономические меры в виде приостановки поставок в Гану нефтепродуктов тоже не остудили горячие головы местных правителей.
Тогда было решено провести «психологическую атаку». В сторону Ганы направились два больших ракетных корабля, подводная лодка и судно сопровождения.
Спустя некоторое время вооруженная до зубов эскадра демонстративно вошла в местный порт Такаради, и встала на рейд, заставив испуганные экипажи других судов в панике покинуть свои причалы.
Также демонстративно советские моряки начали расчехлять на палубах орудия и готовиться якобы к обстрелу города. Помимо этого местным властям дали понять, что находящиеся на вооружении советских кораблей ракеты также могут быть применены.
По воспоминаниям очевидцев, такой «спектакль» настолько сильно впечатлил местную власть, что почти всех наших моряков тут же отпустили. Лишь за капитанов судов пришлось «пободаться».
Победа без боя
Понятно, что советская эскадра в реальности ни с кем воевать не собиралась, и даже приказа такого не получала. Однако, для освобождения капитанов ганцев все же пришлось попугать основательно.
В целях оказания дипломатического давления эскадра предприняла несколько «дружественных» визитов в порты соседних государств с той же демонстрацией подготовки к ракетным пускам.
Это произвело впечатление и на власти Нигерии и Гвинеи, которые не хотели новой войны в и без того довольно взрывоопасном регионе. Они выслали в Гану своих представителей и те убедили тамошних чиновников от греха подальше отпустить оставшихся пленников.
Результатом тайной и абсолютно бескровной операции стало не только возвращение наших моряков и траулеров, но и договор о размещении советской военно-морской базы в Западной Африке.
Близкое соседство с советскими боевыми кораблями в те времена остудило многие горячие головы и фактически свело на нет пиратство в тех неспокойных краях.