Один из самых легендарных советских фильмов с Вячеславом Тихоновым в главной роли, наполнен не только шикарныо снятыми сценами, но и ошибками его создателей.
Борьба против курения
Во многих сценах главные герои – Штирлиц, Мюллер и другие высокопоставленные немцы – часто и помногу курят в своих рабочих кабинетах. Создатели фильма словно концентрируют наше вниание на вредных привычках врага.
Тем не менее, у врагов было чему поучиться Как раз в то время в Германии проходила очень жесткая антитабачная кампания. Курить было запрещено практически везде - в общественных местах, в транспорте, в ресторанах и даже на работе.
И высокопоставленных сотрудников немкцких силовых ведомств это касалось в первую очередь. За грубые нарушщения в этом плане могли даже выгнать из партии, что автоматически значало крах карьеры.
Так что, постоянно «дымящие» высокопоставленные немцы в сериале «Семнадцать мгновнеий весны» - это все-таки несколько преувеличенные вещи.
Любопытно, что борьба с курением в Третьем рейхе началась с легкой руки Адольфа Гитлера, который в молодости сам был заядлым курильщиком.
Правда, как говорят исследователи, антитабачная программа в Германии появилась не из-за заботы о нации, а по причине расизма и антисемитизма.
Не случайно программу борьбы с курением возглавляло Управление по расовой политике НСДАП. Якобы нацисты утверждали, что тяга к табаку была привита белым людям низшими расами.
Легенды и мифы СС
В сериале присутствует симпатичная эсэсовка Барбара Крайн в исполнении актрисы Ольги Сошниковой. Ее представляют как унтершарфюрера СС, чего не могло быть по определению.
Ведь СС была организацией «идеальных в расовом отношении мужчин», так что представительницы женского пола там не могли занимать какие-то должности и посты.
Да и в целом сотрудники СС не носили черную форму с 1934 года, хотя ее продолжали показывать во многих советских фильмах – не только в «Семандцати мгновениях весны».
Также в сериале нередко идет отсыл на необразованность руководителей Третьего рейха. Это тоже неверно. Например, Геббельс был доктором философии, Гимлер имел диплом экономиста, а Гериннг в свое время являлся
Еще одна нестыковка проявляется в тот момент, когда Штирлиц обдумывает информацию про Геббельса, Бормана, Геринга и Гиммлера, одновременно набрасывая их портреты, точнее шаржи.
Судя по картинкам, в руке Штирлица мог быть фломастер. Его действительно изобрели в Германии. Только произошло это уже в 1960 году.
Музыка и животные из будущего
В сценах, когда Штирлиц едет к швейцарской границе вместе с пастором Шлаггом, он слушает песни «Я ни о чем не жалею» и «Милорд» в исполнении Эдит Пиаф.
Так вот, первую из этих композиций легендарная французская исполнительница впервые спела в 1957 году, а вторую двумя годами позже.
Другим приветом из будущего можно назвать рыбок, которые плавают в аквариуме Мюллера. Это очень редкая порода мраморных гурами, которых известный американский селекционер Косби начал выводить только в 1948 году, а как новая порода они были зарегистрированы лишь в 1956 году.
Неточности географии
Подобных ляпов в сериале было допущено немало. Например, постоянные встречи Мюллера с Шелленбергом и Штирлицем, и прочих сотрудников гестапо и СД в коридорах кажутся вполне обычным делом для большинства неискушенных зрителей.
Но те, кто хоть как-то знаком с историей, могли сразу заметить нестыковки. Дело в том, что здание гестапо располагалось на Принц-Альбрехтштрассе, а Шелленберг и Штирлиц сидели на Беркаерштрассе.
Это достаточно далеко друг от друга, и сотрудники двух разных служб Третьего рейха едва ли могли так часто сталкиваться в коридорах. Тем более, общих коридоров у них не было.
Еще один промах создатели фильма допустили в последней серии, когда Штирлиц, отправляя из Берна телеграммы, называет городом назначения Константинополь.
Каким образом те телеграммы могли попасть по назначению, не совсем понятно. Ведь в то время Константинополя уже не существовало. Еще в 1930 году город был переименован в Стамбул.
Что касается Кэт, то сотрудник гестапо, пришедший к ней больницу под видом страхового агента, должен был раскусить ее в первую же секунду. На вопрос, где была заключена страховка, Кэт отвечает: «На углу Курфюрстендамм и Кантштрассе».
Две этих улицы и в самом деле находятся в шаговой доступности друг от друга. Однако, они нигде не пересекаются. А значит, и угла, то есть, перекрестка между ними быть не может. Но ведущего допрос гестаповца ответ нашей радистки почему-то ничуть не смутил.
Обручальные кольца «по-советски»
Анекдотом про Штирлица придумано столько, что из них выпускают целые книжки. Помните, в одном из них было так: ничего так не выдавало в Штирлице советского разведчика, как сдвинутая набок буденовка, и волочившийся за ним парашют.
Смех смехом, но будь немецкие пограничники более внимательными, они бы разоблачили Штирлица и Кэт задолго до их приезда в Берлин.
Это бы случилось, если бы они присмотрелись к обручальным кольцам на пальцах их рук. У них они были на правой руке, а немцы носят обручальные кольца на левой руке.
Правда, эта ошибка была общей в фильме. Ведь кольца фактически по-советски носят все участники сериала, включая сотрудников гестапо и СД.
Крюгер, который не уничтожил Краков
Согласно официальной биографии Фридрих Крюгер в звании обергруппенфюрера СС возглавлял полицию и СС в генерал-губернаторстве (то есть в Польше) с 4 октября 1939 по 9 ноября 1943 года.
Когда отступающие из Кракова немцы готовили массовый подрыв города, Крюгер уже был на фронте. Его заносило и в СССР, и в Финляндию, и в Югославию. Но в Польше его ноги больше не было.
Однако, в «Семнадцати мгновениях весны» Кальтенбруннер именно Крюгера (его играл актер Евгений Кузнецов) распекает за провал операции по уничтожению Кракова. Хотя в то время за эту операцию отвечали совсем другие люди.
Во многих фильмах, особенно военно-исторических, есть свои ляпы и нестыковки. Без этого почти никогда не обходится, особенно если речь идет о художественных фильмах, не претендующих на полное восстановление исторических фактов.
Но этого картины не становятся менее зрелищными и запоминающими. «Семнадцать мгновений весны» принадлежат именно к тем фильмам, которые хочется смотреть и пересматривать, несмотря ни на что…