Главная роль в военной драме «Женя, Женечка и Катюша» могла стать для артистки отличным трамплином к дальнейшему развитию карьеры. Но не стала
Однако, в театре у нее так и не сложилось, а последние полтора десятка лет ее не звали и в кино. А потом начались настоящие драмы в семье…
Случайное попадание в кино
Галина Фигловская умерла 4 июня 2000 года, едва отметив свое 62-летие. Знаменитая связистка Земляникина из картины «Женя, Женечка и «катюша» прожила недолгую, на непростую и наполненную драматизмом жизнь. Да и звездой «Женечки» она стала совершенно случайно.
Руководство «Ленфильма» сватало в партнерши Олегу Далю Наталью Кустинскую. Однако, режиссер Владимир Мотыль и автор сценария Булат Окуджава эту кандидатуру не одобрили.
Красотка, обладающая голливудским обликом, никак не тянула на связистку с фронта. Режиссер пошел к чиновникам и рубанул с ходу: «Или убираю Кустинскую, или не снимаю картину».
Режиссеру пошли навстречу, и после этого Мотыль начал искать новую героиню. Перерыл всю Москву, и весь Ленинград. Никого не нашел. В отчаянии обратился
к педагогам Щукинского училища. Мол, дайте мне пару талантливых воспитанниц, у которых не сложилась актерская судьба.
В один голос преподаватели произнесли имя Галины Фигловской: от большого будущего девушка отказалась по личным причинам. Причем, никому ни о чем не говорила. Просто бросила учебу, и уехала работать на оборонный завод. Там и нашел ее Мотыль, чтобы предложить роль Женечки.
Почему же впоследствии рухнула ее карьера, почему она снова ушла из кино, и почему судьба актрисы оказалась такой жестокой?
Неудачная попытка стать актрисой
Любопытно, но с удовольствием участвуя в школьной самодеятельности, юная Галина вовсе не мечтала стать актрисой. Хотела для себя более земную профессию, и после школы подала документы в Московский химико-технологический институт имени Менделеева.
Однако, когда она начала играть в любительском театре, кто-то посоветовал ей не зарывать свой талант в землю. Это окрылило девушку, она поехала поступать в знаменитой Щукинское училище. Правда, не желая полностью сжигать мосты прошлой жизни, решила учиться на вечернем отделении.
Позднее ей дали шикарную роль в спектакле по пьесе Артура Миллера «После грехопадения». Юная актриса репетировала днем и ночью, и когда уже грезила себя на сцене, постановку неожиданно из репертуара убрали.
Фигловская испытала сильное потрясение, а когда т нее в последний момент ускользнула еще одна главная роль, Галина все бросила и уехала работать на завод, вспомнив о своей первой профессии.
Сама Галина никому ничего не говорила, но ходили слухи о том, что в ее внезапном отъезде виноваты не только актерские неудачи, но и некая любовная драма с участием одного из известных в то время артистов.Вот Фигловская, якобы, чтобы больше с этим человеком не пересекаться, и ушла из профессии.
Ей не раз предлагали вернуться, обещали роли. Она отказывалась, не желая ничего менять в своей жизни. И только Владимир Мотыль сумел убедить артистку вернуться к творческой профессии.
Звездная роль
Режиссер понял, что не прогадал с выбором актрисы на роль Женечки еще по первым пробам. «Настоящая фронтовичка», - довольно улыбался Мотыль.
И сама Фигловская, неохотно принявшая предложение режиссера, позже рассказывала, что после ознакомления со сценарием история чистой любви связистки и минометчика ее сильно зацепила.
Согласно сюжету, в симпатичную Земляникину были влюблены чуть ли не все герои. А тихий интеллигент Женя Колышкин в исполнении Олега Даля и вовсе робел перед смелой девушкой, не скупившейся на насмешки.
Но так выглядело только на экране, в жизни все было ровно наоборот. Веселый и заводной Даль постоянно подшучивал над слишком серьезной партнершей.
При этом многие думали, что у них вот-вот закрутится настоящий роман. Но, как отмечают очевидцы, до амура между актерами дело так и не дошло.
Сломанная карьера
Удивительное дело, но даже после такой звездной роли Фигловская не спешила закрепляться в актерском статусе, и даже вернулась обратно в свое конструкторское бюро завода.
И опять второй шанс вернуться в актерскую профессию ей подарил режиссер. Но другой. На этот раз легендарный Георгий Товстоногов пригласил Фигловскую в Большой драматический театр.
За серией небольших ролей и участия в массовке ей, в конце концов, представилась возможность сыграть главную героиню пьесы Радзинского «Еще раз про любовь», заменив Татьяну Доронину. Однако, даже после такого успеха Фигловская так и не стала в театре своей.
Поговаривают, свое черное дело сделали закулисные игры и дикая конкуренция между актерами, к чему была не готова Фигловская. Еще говорят, что Товстоногов разочаровался в ней.
Он считал Фигловскую яркой, суперсексуальной актрисой, этакой горячей штучкой. На самом же деле она была абсолютно холодной женщиной. И постепенно режиссер перестал давать ей роли в спектаклях.
В кино после «Женечки» тоже не было прорывных ролей. Предлагали все больше короткие, ничем не примечательные эпизоды. И уже вкусившая славы актриса решила, что не станет прозябать на киношных задворках, и в середине восьмидесятых ушла из профессии.
Большая любовь и неизлечимая болезнь
Пускай с актерской карьерой у нее не сложилось, зато судьба, казалось бы, улыбнулась ей в личном плане. Давняя юношеская драма уже давно выветрилась из головы, Галина встретила сценариста Эдгара Дубровского, который был в нее безумно влюблен.
Они были хорошей парой, в которой, может, и не кипели шекспировские страсти, но было взаимное уважение и полная гармония в отношениях.
Даже когда в их дом пришла беда, и в 1961-м в экспедиции на Памире Эдгар попал в аварию и лишился ноги, они вместе это пережили, и продолжили жить в мире и спокойствии.
Но потом пришла болезнь. Актриса начала страдать от сильных болей в суставах, которые становились все более непереносимыми. В конце концов, у нее выявили
полиартрит. Приступы участились и становились все более длительными, буквально высасывая жизнь из артистки.
Сам будучи инвалидом, Дубровский заботился о супруге до последнего. Бережно ухаживал за ней, даже когда жену парализовало. Любимый мужчина носил ее на руках в машину, когда нужно было в очередной раз ехать в больницу, и полностью помогал ей в бытовых вещах.
Он все еще надеялся на чудо, хотя врачи уже не давали никаких прогнозов, лишь отводя взгляды. Было понятно, что чуда не будет, а дни «связистки Женечки» сочтены.
Ее сердце остановилось 4 июня 2020 года на шестьдесят третьем году жизни. Перед смертью актриса очень страдала. Но жила только тем, что рядом всегда был любимый человек.
«Это была безумная любовь, - вспоминал друг семьи Исаак Шварц, - Галюша вся высохла, на нее больно было смотреть, одни глаза - те самые глаза Женечки Земляникиной и остались...».
Эдгар Дубровский пережил свою «Женечку» на шестнадцать лет, и ушел из жизни за два дня до наступления нового, 2017 года. Его похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с любимой женой.