Возглавив Крым после войны, он стал единственным советским чиновником, высказавшимся против идеи Никиты Хрущева о передаче полуострова под юрисдикцию УССР.
С железной дороги в большие кабинеты
Павел Титов не был коренным крымчанином. Он родился в 1097 году на Псковщине - в семье, где все мужчины были потомственными железнодорожниками.
Когда кормилец-отец погиб, 16-летнему Павлу пришлось самому заботиться о том, как прокормить семью. Понятно, что работать он пошел на железную дорогу.
Все мысли тогда у молодого паренька были о том, как бы заработать лишнюю копейку и принести ее в дом. Ни о какой большой карьере он тогда не думал.
Но так вышло, что таланты и трудолюбие Титова не осталось не замеченным. Он быстро продвигался от одной должности к другой. А в девятнадцать, когда вступил в ряды ВКП(б), продвижение началось уже по партийной линии.
Его направляли на усиление то в одну область, то в другую. А в 1949 году после окончания Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б) Титов был избран первым секретарем Крымского областного комитета партии.
Так началась крымская история нашего героя, которая возвела его на вершину, и которая впоследствии стала началом его падения.
В борьбе за Тавриду
Титова называли сильным руководителем, который не брался за телефон, чтобы спросить совета у Москвы по каждому поводу. Он самостоятельно решал многие задачи, что придавало его работе оперативность и минимум присущим советской номенклатуре бюрократии.
Титов самостоятельно инициировал многие проекты. И, кстати, это с его легкой руки Крым едва не стал называться п-другому. Ему импонировало старое название полуострова - Таврида.
Титов даже обратился к самому Сталину с предложением переименовать Крымскую область в Таврическую. Титов был уверен, что именно этот топоним наиболее соответствует истории данной местности.
Сталину переименование показалось интересным и вполне возможным. Вождь народов пообещал крымскому первом секретарю обкома проработать этот вопрос с коллегами из партии.
Однако, вскоре Сталин умер, и борющимся за власть кремлевским элитам стало уже не до новых названий. К тому же второй секретарь Крымского обкома Дмитрий Полянский выступил против переименования области. На этом эпопея с Тавридой была окончательно похоронена.
Был российский, стал украинский
Вообще в те годы Дмитрий Полянский сыграл роковую роль в судьбе Павла Титова. Он имел в регионе да и в Кремле тоже немало сторонников, и когда с приходом к власти в стране Никиты Сергеевича Хрущева наметился проект передачи Крыма Украинской ССР, Полянский открыто ратовал за этот переход.
И тем самым он еще больше укрепил свои партийные и руководящие позиции. А Титов наоборот, перестал ощущать поддержку сверху.
Особенно явно это проявилось после того, как Хрущев приехал в Крым и лично обсудил вопрос передачи Крыма УССР с Титовым и Полянским.
Последний в ответ на инициативу лидера страны залился соловьем, буквально распевая генсеку хвалебные оды. Обожавший почитание и раболепство Хрущев был доволен. Чего нельзя было сказать о Титове, который идею передачи Крыме другой союзной республике открыто не поддержал.
Словно предчувствуя, что спустя несколько десятилетий СССР развалится, чиновник заявил, что Россия не может сама себя лишать настолько стратегического важного региона.
Но мнение Титова на самом деле никого не интересовало. Все уже было решено. 25 января 1954 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС под председательством Георгия Маленкова, на котором был утвержден проект соответствующего указа.
Для видимости все-таки было проведено что-то вроде голосования, в том числе, и на местах. И указ был поддержан почти единогласно. Против был только один чиновник. Звали его Павел Титов. А вскоре Ворошилов подписал указ и законы «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». Так крымчане в один миг стали украинцами.
Сломанная карьера
Для Титова его отрицание перехода полуострова в УССР не прошло даром. Его уволили с должности, которую тут же занял угодливый Дмитрий Полянский.
А Титова, лишившегося еще и депутатского мандата Верховного Совета СССР, задвинули куда подальше. Сначала его назначили замминистра совхозов СССР по кадрам, позднее определили в министерство сельского хозяйства СССР.
Но куда бы не направляли Титова, все его последующие должности были второстепенными, так сказать, без права подписи и без права голоса. Вроде и при деле, но уже ничего не решает.
Сталинские времена остались в истории, и при Хрущеве за инакомыслие уже не ставили к стенке. Однако, власти все равно нашли способ отомстить Титову, который считался сильным хозяйственником и мог добиться больших высот в политической карьере.
Но разозленный непослушанием Хрущев просто слил его, милостиво позволив доработать до пенсии, куда Титова отправили в 1969 году.
Опальный политик дожил до 82 лет, скончавшись в 1990 году. Он немного не дожил до развала СССР, после которого уже в новой России начнут с сожалением вспоминать ту давню передачу Крыма в состав УССР. Но лишь в 2014 году справедливость восторжествует, и полуостров вернется домой окончательно и бесповоротно.
Что касается бывшего заместителя Титова - Дмитрия Полянского - поначалу он быстро пошел в гору, благодаря протекции самого Никиты Сергеевича. Но когда Хрущева будут лишать власти, он одним из первых проголосует за его отставку. Вот такие были времена, такие были нравы…