Звезда «Поднятой целины» был особенно популярен в СССР в 50-70-е годы. Но мало кто знал, что один из ведущих советских артистов числился тайным агентом КГБ.
«Компромат» из архива
Советский актер Донатас Банионис, конечно, был человеком в мире кино заслуженным, и мел немало наград и званий за свое творчество. «Старые друзья», «Берегись автомобиля», «Свадьба с приданным», «Ревизор» - это лишь малая толика его внушительной фильмографии.
Однако, как станет известно намного позже, у народного артиста СССР было и другое «амплуа». Как свидетельствуют архивы, на протяжении, как минимум, нескольких лет числился тайным агентом Комитета Государственной Безопасности.
Рассекреченные документы спецслужб изучили представители государственного Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы. Согласно опубликованной выдержке из регистрационного журнала агентов КГБ, завербовали артиста в семидесятых годах прошлого века.
Это было по-настоящему «золотое» время для Баниониса. Его много снимали, к тому же он уже давно состоял в КПСС и даже одно время был депутатом Верховного Совета Литовской ССР. Так что, его кандидатуру на ту или иную роль обязательные в то время цензоры утверждали мгновенно.
Оперативный псевдоним «Бронюс»
В общем-то, литовские следователи разоблачили актера случайно. Как-то специальная команда сыщиков разбирала доставшийся Литве советский архив КГБ, и там обнаружилась странный листок бумаг. Это был от чет, написанный от руки. Некий сотрудник ведомства писал о своей работе с агентом по прозвищу «Бронюс».
Из документа следовало, что агент является известным актером, завербованным спецслужбой. Так как артист имел возможности выезжать за границу, в том числе, на съемки, перед ним ставили определенные задачи.
Например, он якобы должен был собирать информацию о литовских эмигрантах, проживающих за границей, с которыми артист имел личные и деловые связи. Речь, в частности, шла о поездке в 1970 году в Америку, куда его пригласило эмигрантское объединение Santara-Šviesa.
Сопоставив все факты, литовские сыщики пришли к мнению, что под оперативным псевдонимом «Бронюс» скрывался актер Донатас Банионис. Он был популярен среди литовских эмигрантов, ему доверяли, при нем вели разные разговоры, не предназначенные для посторонних ушей. Вот все это он и должен был наматывать на ус, а потом передавать эту инфу своему куратору.
Хотя многое из документа оказалось для следователей загадкой. Например, еще в одном документе они обнаружили, что «Бронюс» являлся агентом КГБ всего несколько лет – в период с 1970 по 1974 годы. А в другом обнаруженном журнале указывалось, что артист работал на спецслужбы почти до конца восьмидесятых.
Враг народа или агент поневоле?
Когда Литва стала независимым государством, многие ее граждане по призыву властей добровольно признались в своей связи со спецслужбами Советского союза. Банионис этого не сделал.
Хотя, к примеру, в 2009 году в интервью одному из российских изданий он признался, что после поездок за рубеж ему приходилось писать отчеты для КГБ, в которых ему приходилось «лгать», чтобы не причинить вред «хорошим людям».
По словам артиста, без подобных вещей в те времена было не обойтись. Иначе бы его просто не выпустили за границу. Однако, реакция в Литве на связь актера с КГБ была крайне резкой и осуждающей. Банионис превратился чуть ли не во «врага народа».
Актера не стало в 2014 году, и при жизни он так и не успел (или не захотел?) ни подтвердить, ни опровергнуть факт своего агентсткого прошлого. Но обвинения в его адрес продолжали сыпаться даже после смерти, и сын артиста даже хотел подавать в суд на власти Литвы.
По словам Раймундаса Баниониса, его отца перед поездками в США и другие страны, как и многих других, просто вызывали в Комитет и инструктировали, как надо вести себя за рубежом советскому человеку.
При этом некоторые друзья и коллеги Баниониса вспомнили, что артист в «кулуарах» частенько негативно отзывался о Советской власти.
Возможно, это говорилось специально, чтобы усыпить бдительность своих собеседников. А, может, актер действительно не испытывал трепетной любви к социалистической действительности.
Позднее люстрационная комиссия Литвы, проводившая расследование, пришла к выводу, что неопровержимых доказательств тайного сотрудничества Баниониса с КГБ все-таки не существует. Представители комиссии заявили, что есть некие документы, но их надежность под большим сомнением.
Так что, вопрос о том, сотрудничал ли артист с КГБ или нет, так до сих пор и остался для литовских властей невыясненным. И будет таковым оставаться до тех пор, пока не будет рассекречено его личное дело, которое находится в архивах ФСБ России.
Но в Вильнюсе считают, что получить оттуда документы – затея безнадежная. Оно и в самом деле, кто же им что отдаст?