Почему российские рыболовецкие суда уходят в море за уловом, а в отечественные порты возвращаются пустыми, но с наваром?
Все дело в том, что если не весь, но подавляющую часть улова наши рыбаки продают зарубежным покупателям. На первом месте здесь стоит Норвегия. Почему так происходит? А где же пресловутый патриотизм?
Выясняется, что одним патриотизмом семьи морякам не прокормить. По признанию самих рыбаков, в большинстве иностранных портов бюрократия сведена до минимума, а денег можно заработать даже больше, чем на родине.
Если вспомнить, еще несколько лет назад те же норвежцы покупали у россиян их улов прямо в море. Перегружали к себе, потом на берегу солили, коптили, закатывали в банки с красивыми упаковками и выкидывали на прилавки российских магазинов по очень немаленькой такой цене.
Может, оттого в наших магазинах отечественный продукт продают в основном замороженным – под видом только что выловленной рыбы. А зарубежную рыбу (выловленную русскими моряками) можно увидеть во всех в сидах и красотах. Правда, по весьма «кусачей» цене.
Видимо, не создают нашим рыболовам на родине условий, которые толкали бы их везти весь улов в родной порт. И такая ситуация проявляется уже не первый год. Шутка ли, в советские времена оборот того же Мурманского морского рыбного порта в год мог составлять до двух миллионов тонн различных морепродуктов. А сейчас едва двести тысяч тонн превышает.
Фактически, российские рыболовы сами провоцируют высокие цены на морепродукты в наших магазинах, сдавая улов иностранцам. Но и их можно понять. В той же Норвегии улов оформить в разы легче, а оплата идет валютой. С учетом того, что рубль в очередной раз дает сбой, евро или доллары за свою работу выглядят надежней.
Да и на условия работы на российских рыболовецких шхунах иностранные покупатели глядят не так строго. А на родине штраф можно получить даже за сваренный из выловленной трески суп на борту судна. Доходи до абсурда. Если команда должна вывалить в холодильник десять тонн рыбы, то это должно быть именно десять тонн. Даже пара лишних килограммов сверх контракта – и тоже можно получить штраф.
А с норвежцами как? Договорились на десять тонн, а выловили двенадцать. Да бога ради, заберем все с превеликим удовольствием! Так что, иностранцы, в отличие от наших, создают российским рыболовам все условия для идеального сотрудничества.
В Мурманске и сейчас есть работающие прибрежные суда, которые не ходят в дальние плавания, а ловят рыбу в близлежащих районах. То есть, при всем желании за границу им улов не продать.
Однако, в данном случае речь идет о небольших компаниях с небольшими возможностями. Ловят они мало, их квоты заканчиваются, не успеешь оглянуться. Так что, их улов это капля в море на прилавках отечественных магазинов.
Не так давно губернатор Мурманской области Андрей Чибис решил попытаться и справить ситуацию. При его непосредственной инициативе в регионе был запущен пробный проект под названием «Наша рыба».
В чем его суть? А в том, что в областном центре открылась небольшая сеть рыбных магазинов, в которых продавцы установили довольно умеренные цены на морепродукты. Причем, на охлажденные, а не уже ставшие првычными замороженные.
Понятное дело, что проект вызвал самый настоящий бум среди горожан, и они в считанные дни опустошили прилавки этих магазинов. Другое дело, хватит ли рыбы для таких торговых точек, если российским рыболовам по-прежнему интересней работать с норвежцами, чем везти улов в родной порт?
Отсюда вывод: необходимо срочно уменьшать число бюрократических процедур и упростить продажу рыбы, чтобы рыбакам было выгодно везти ее в Россию. Тогда и специальных магазинов открывать не придется. Рыба будет стоить недорого в любом супермаркете. А норвежцы пускай коптят собственный улов. Но сначала пусть сами выловят свою "золоту рыбку", а не выезжают, как обычно, на горбу наших рыбачков...