В середине 70-х годов прошлого века в Подмосковье орудовал дуэт юных маньяков, на счету которых больше десятка изнасилованных и жестоко убитых женщин.
Подчерк убийц
Многие жители Люберецкого района, те, которые постарше, еще помнят ужасы, когда в округе действовал неизвестный убийца и насильник, жертвами которого становились одинокие женщины. Слухи и домысли, ходившие в народе, только усиливали растущую панику.
Все началось весной 1975-го, когда на пустыре в куче мусора неподалеку от автобусной остановки прохожие обнаружили женский труп. Экспертиза показала, что женщину изнасиловали, а потом жестоко забили чем-то тяжелым. Едва сыщики взялись за расследование, как за сравнительно короткий промежуток времени весной и в начале лета были точно так же убиты еще две женщины.
Следствие пришло к выводу, что это серия. Новые жертвы имели почти такие же увечья, что и первая женщина. Их эксперты в один голос заявили, что всех «добивали» одним и тем же орудием. И все они были изнасилованы, убиты и потом их тела бросались на ближайших свалках.
Когда милиции стало понятно, что в районе завелся маньяк, тут же было решено создать сразу несколько оперативных групп. Преступления совершались в разных местах района, и необходимо было взять под контроль особо «опасные участки» - промежуточные автобусные остановки, возле которых, как правило, никогда не бывало многолюдно. Для охотника за одинокими женщинами то, что надо.
А пока шел розыск, список жертв удлинялся. Теплый Ключ, Ковровый, Котельники, Люберцы, Малаховка... Везде находили изувеченные женские тела. Но убийца так и оставался неуловимым.
Между тем по округе вовсю распространился слух, будто в районе орудует не один маньяк, а целая банда. К этому же начали склоняться и сыщики. Отработка мест преступлений показывала, что убийца действовал не один.
Наконец, осенью задержали местного жителя - 19-летнего Андрея Шувалова, которого случайные свидетели видели неподалеку от одного из мест преступлений вскоре после того, как оно было совершено.
Но в это время сыщики уже достоверно установили, что преступников было, как минимум двое, а задержанный Шувалов совсем не тянул на «основного». Слишком напуганный и не уверенный в себе тип.
И даже тот факт, что Шувалов признался сразу в нескольких убийствах, и заявил, что во всех случаях действовал в одиночку, не разубедил сыщиков в их версии. У Шувалова есть сообщник.
Скорее, даже не сообщник, а лидер, главарь. Только вот, видимо, озабоченный внезапным исчезновением Шувалова, которого «приняли» тихо, тот на время затаился где-то в своей «норе»…
Выпили, кувалду в руки – и на дело
Но наступил и его черед. Сначала дежурившие в «усилении» милиционеры заметили в темноте одинокую женщину и тихонько пошли поодаль. И как оказалось, не зря. Вдруг откуда-то вынырнул и пошел следом за гражданкой мужичок с чем-то темным в руке.
Не долго думая, милиционеры задержали неизвестного. При захвате из его рук выпала увесистая кувалда. Это был 22-летний Николай Шестаков, просто советский водитель грузовика, глава семьи и молодой отец. Даже тревога по поводу исчезновения своего подельника не заставила маньяка долго сидеть в четырех стенах…
Раскручивая это дело уже с двумя задержанными, сыщики помалу восстанавливали картину их деяний. Главным был, конечно, Шестаков. На его одежде и в салоне его грузовика были обнаружены образцы крови жертв.
За 1975 году он убил 12 девушек и женщин и совершил ещё четыре неудачных покушения. Жертв выбирал на автобусных остановках. После изнасилования разбивал голову жертве той самой кувалдой.
На допросах и Шестаков и Шувалов рассказывали, с чего началась их кровавая эпопея. С обычных алкогольных возлияний. Распивали бутылочку, разговаривали за жизнь и, тут приходило осознание того, что их никто в этом мире не любит, и никому они не нужны. Выходит, надо идти и доказывать любовь к себе – силой, кувалдой. Чтобы если и не любили, так уважали и боялись.
«Уважение» 22-летний парень и его 17-летний приятель решили прививать одиноким женщинам, которые не могли дать особого отпора. Выслеживали, волокли куда потише, насиловали, убивали. Трупы затем подбрасывались на мусорные свалки.
Что интересно, в ходе расследования тандем маньяков неожиданно превратился в «трио». Всплыло участие в некоторых преступлениях младшего брата Шестакова – 16-летнего Владимира. Его тоже арестовали, несмотря на юный возраст. И тот сразу «поплыл» на допросах, рассказав все, что знал и в чем принимал участие.
А вот его старший братец, понимая, что кроме «вышки», ему не светит ничего, просто так сдаваться не собирался. Во время конвоирования на заседания суда Николай Шестаков сумел бежать. Но, слава богу, вскоре был вновь задержан на квартире приятеля. А то ведь ему терять было нечего, еще мог натворить немало бед.
Всем убийцам по приговору
Во время суда Шестакова с сообщниками милиция охраняла особенно усиленно. И дело было даже не в общественной опасности подсудимых. До правоохранителей дошли слухи о призывах к самосуду. А так как судебное заседание, состоявшееся в 77-м году, было открытым и людей пришло очень много, подсудимых пришлось охранять от возможного линчевания.
Двенадцать погибших женщин за неполных восемь месяцев на небольшой и обычно тихой территории. Такого здесь никогда не видывали. Четыре женщины спаслись лишь чудом. То добить жертву мешали случайные прохожие, то хлопнувшая в подъезде дверь – в случае, когда одну даму едва не убили прямо возле ее дома.
На протяжении всего процесса из зала раздавались гневные выкрики в сторону подсудимых. Так что, судье пришлось постоянно успокаивать людей. Ну, и понятное дело, никакого другого приговора маньяк Николай Шестаков, кроме высшей меры, не заслужил. Когда судья сказал слово «расстрел», зал стоя аплодировал.
Главного сообщника Шестакова Андрея Шувалова от стенки спас возраст. На момент совершения злодеяний он еще был несовершеннолетним, поэтому его приговорили к 15 годам колонии. А юного 16-летнено брата Шестакова Владимира за соучастие посадили на 4 года.
Еще в ходе расследования, зная о своей расстрельной статье, и Шестаков-старший и Шувалов пытались разыгрывать сумасшествие. Однако, по этой теме работали проверенные и очень опытные кадры. Так что, обвести вокруг пальца опытнейших экспертов обвиняемым не удалось. И если «младшему маньяку» Шувалову удалось избежать «вышке» по другой причине, то Шестаков от заслуженной кары не ушел.
Апелляция, поданная им в Верховный суд, не помогла. Позднее приговор был приведен в исполнение. Юная супруга серийного убийцы, которому самому было чуть за двадцать, еще до приговора подала на развод, поменяла фамилию себе и ребенку и уехала из этих мест навсегда.