Бывший миллионер Артем Тарасов доживал свой век бедно, оставив семье лишь долги. Но его неведомое наследство до сих пор будоражит умы многих искателей приключений.
Смерть рядового гражданина Тарасова
Первый советский миллионер умер 22 июля 2017 года у себя дома в квартире на улице Земляной Вал в Москве. Тело Тарасова обнаружил его друг, которого приболевший Артем попросил привезти антибиотики для лечения пневмонии и воспаления легких.
В последние годы Тарасов жил один. В его квартиру были вхожи лишь несколько приятелей да домработница, примерно раз в неделю наводившая в жилище порядок. Возможно, бывший миллионер, никогда не доверявший врачам и лечивший себя сам, чувствовал себя не очень хорошо – именно поэтому у друга, которого о попросил в тот день купить лекарства, имел от его квартиры собственный ключ.
Открыв дверь и пройдя внутрь, приятель и увидел лежащего на полу Тарасова. Он вызвал скорую помощь, но прибывшие медики заключили, что пациент умер как минимум 2-3 часа назад. То есть, вскоре после звонка другу Тарасов и скончался. Ему было 67 лет.Следственный комитет проводил проверку по факту смерти Артема Тарасова, но никакой криминальной подоплеки в этом не нашел. Однако, отдельные моменты жизни этого человека весьма наполнены разного ряда подоплеками, включая криминальные.
Миллионы, ставшие комом
Тарасов был одним из первых, кто занялся кооперативной деятельностью, но далеко не единственным. Таких, как он, тогда были тысячи. Однако, не все спустя два года после начала деятельности становились миллионерами да еще и объявляли об этом на всю страну.
Тогда Тарасов купался в роскоши и хранил деньги в коробках, пока советские граждане стояли в очередях за продуктами и выживали на зарплату в 120 рублей. И не стеснялся это показывать. Он думал, что это будет стимул для других, но вызвал лишь массовую зависть.
Все началось с того, что в конце 80-х годов он зарегистрировал кооператив «Техника», занимавшийся починкой западного оборудования. Спустя пару лет фирма обслуживала всю Россию, ее услугами пользовался даже Минюст СССР, а прибыль составила нереальную сумму в 79 млн рублей.
Какое-то время Тарасова никто не трогал, однако, уставшее от безденежья советское правительство решило перевести все коммерческие структуры в стране на безналичный расчет, чтобы лучше контролировать доходы коммерсантов.Чтобы обойти закон и оставить в работе так необходимую наличку, Тарасов назначил себе и своему заму зарплату за год в 3 миллиона рублей, а бухгалтеру — 750 тысяч рублей.
На минуточку: в те времена на 10 тысяч рублей можно было купить новый автомобиль «Волга». Из этих денег Тарасов заплатил налог на бездетность в 6% от зарплаты (180 тысяч рублей), а его зам, будучи членом КПСС, — партийные взносы в размере 3% от зарплаты, или 90 тысяч рублей.
Понятно, что увидев перечисленные партвзносы, в ЦК КПСС ахнули. Уже на следующий день в кооператив нагрянули с проверками и обысками, а самому Тарасову следователь грозил расстрелом за «хищения в особо крупном размере». Тарасов попробовал защитить себя при помощи телевидения – он выступил в программе «Взгляд». И хотя, как потом станет известно, из передачи немало кусков вырезали, выступление первого легального советского миллионера вызвало не только большой резонанс, но и настоящий шок. В том числе, и среди простых людей, воспитанных в том духе, что советский человек с миллионом в кармане – это стопроцентный вор и расхититель.
Волна народного возмущения развязала руки правоохранителям. Череда проверок фактически обанкротила предприятие Тарасова. Через 9 месяцев после их начала кооператив был закрыт – еще раньше разбежались сотрудники.
Позже Тарасов сделал попытку спасти хоть что-то и оспорил дело в Арбитражном суде, заявляя, что проверки нанесли ему ущерб в 100 миллионов рублей. Но, несмотря на то, что суд бывший миллионер выиграл, денежки свои он так и не увидел.
Язык мой – враг мой
Тем не менее, раздразнил Тарасов очень многих. И поэтому от греха подальше подался в Лондон – по большому счету проторив тропинку будущим отечественным опальным олигархам, большинство из которых после бегства из России будут потом отсиживаться как раз на туманном Альбионе.
Там пытался заниматься бизнесом, консультировал местных банкиров. Но, то ли дела не пошли, то ли скучно было так жить неуемной тарасовской натуре. Принялся беглец искать на свою голову новых приключений и нашел. Как говорится, на каждого умника найдется свой Остап Бендер. Тарасов связался с международным аферистом Абделем Насифом, который продал ему по «дешевке» несуществующий банк. По дешевке – это за 5 миллионов долларов.
Потеряв все, и слегка потосковав за написанием стихов и прозы, Тарасов бросил писательское дело. Не тот это был человек, чтобы сидеть днями в четырех стенах. Разорившийся миллионер кинулся в пучину отечественной политики, решив, что теперь без денег ему самое место там.
С ходу став депутатом Верховного Совета РСФСР, очень быстро стал врагом номер один для Михаила Горбачева. Сказать во всеуслышание о том, что советский лидер (это был 1990-й) собирается продать японцам Курилы – это было в духе Тарасова. Горбачев не стерпел и подал в суд «за оскорбление чести и достоинства Президента СССР».
Тарасов ждать окончания процесса не стал – уже привычно махнул отсиживаться в Лондон, напоследок не очень удачно хлопнув дверью. Заявил, что МВД наняло за 12 тысяч рублей киллера, чтобы устранить неугодного депутата Тарасова. Позднее он предпринимал и другие попытки все-таки стать частью российской теперь уже политики. И даже пытался участвовать в президентских выборах. Но все тщетно. Говорунов уже и без него хватало, а эпоха гласности давно превратилась во времена вседозволенности.
Обиженный на эти неудачи, позднее Тарасов вспоминал: «Когда приехал после эмиграции в Россию, я увидел другую страну. Бандитскую. Где убивали моих друзей. Это и политики, и журналисты, и бизнесмены. У меня случился ностальгический слом. И из этой жуткой страны я умотал после двух лет депутатства обратно в Англию. Я понял: здесь ловить нечего».
Семья в нищете – а миллионы где?
В последние годы жизни Артем Тарасов жил скромно, как обычный человек. То есть, так, как он жить никогда не хотел. Правда, ходили разговоры про отложенные в годы былой роскоши деньги в американском пенсионном фонде, но по виду, Тарасов на них не шиковал. Да и ООО «Институт инноваций», которое он возглавлял как свое последнее бизнес-детище, доходов особых не давало. Об этой компании мало кто слышал, тем более, у нее не было даже сайта.
Со своей семьей, по словам его бывшей жены Елены Дмитрук, Тарасов общаться не любил. Женщина рассказывала, что Артем не баловал ни ее, ни сына Филиппа, который сейчас уже взрослый мужчина. Хотя Тарасов не мог не знать, что бывшая супруга с сыном еле-еле сводили концы с концами. Доходов особых нет, старый дом в коттеджном поселке Художников, где они живут, разваливается на глазах, внутри – разруха.
Семья не только в нищете, но и в долгах, выпутаться из которых невозможно, не продав дом. А дом, хоть и выставлен на продажу еще несколько лет назад, не продается, потому что старый и ветхий. Елену не раз спрашивали журналисты о якобы запрятанных миллионах ее бывшего мужа. Женщина всегда отвечает одно и тоже – она, как и все, про это слышала. Но где «зарыты» эти сокровища – не знает. Точно так же говорит и сын Филипп, всем своим видом показывая, что не очень верит в эти сказки про клад отца. Хотя в душе каждому верить в это хочется.
Бывший юрист Артема Тарасова на одной из телепередач говорил о том, что его клиент незадолго до смерти остался практически без своего состояния и умер, в общем-то, бедным человеком. Глядя на лица людей, которые его слушали, было заметно, что никто в это не верит…