О парадоксальном секрете успеха чешских мастеров-рукоделов.
Автор блога о ремеслах и ручной работе рассказал, как однажды пообщался на одной ярмарке с чешскими мастерами. Это заставило его задуматься о том, как к хендмейду относятся в России и в Европе. Разница есть, отмечает автор, и не только в мотивах и сюжетах изделий, а в самом подходе. И этот подход, вероятно, мешает российским мастерам зарабатывать за границей.
Когда русский мастер выкладывает что-то из своих изделий на зарубежных площадках — не берут, делится автор. Зато у иностранных соседей по маркетплейсу неказистые работы разбирают как горячие пирожки. При этом объективно изделия русских мастеров могут быть искуснее и качественнее.
Блогер рассказал, как пару лет назад встретил на фестивале ремесел чешский коллектив, который показывал свои рукодельные работы. Они здорово пели и играли на народных инструментах, выставили стол с деревянными игрушками, соломенными куклами, лоскутными одеялами. Но российскую публику их изделия не впечатлили.
Зато чехов, отмечает автор, работы русских мастеров впечатлили очень сильно. В течение двух дней чехи ходили, смотрели, фотографировали. К палатке автора, который занимается изделиями из стекла, тоже подошли. Мужчина рассказывает, что одна из иностранных гостей через переводчика спросила его, где находится его фабрика. Автор ответил, что работает в частной мастерской, никакой фабрики нет. Тогда женщина спросила, пользуется ли он услугами дизайнера. Мужчина объяснил, что работает сам и вообще самоучка. То же самое чешка разузнала о других мастерах с ярмарки. Она была удивлена, что русские ремесленники не имеют крупных производств, а работают сами и не нанимают дизайнеров.
Вот в этом и есть отличие русского хендмейда: работы наших мастеров часто выглядят как заводские, дизайнерские, они вычурные. Русские стремятся к идеалу, «вылизывают» каждую вещь, и в итоге она не похожа на ручной труд, отмечает автор. Такие изделия легко принять за фабричные, которые заказали где-то на китайских сайтах и перепродают, выдавая за ручную работу. От того и спрос за границей на русский хендмейд низкий. А в Европе любители хендмейда предпочитают видеть «неказистость», которая является показателем ручного труда. Поэтому автор свои продаваемые на зарубежных площадках изделия намерено огрубляет. «Не поверите, но такие работы берут чаще», — говорит он.