Будущее пока туманно, и есть смысл сейчас озаботиться ремонтом или приобретением необходимых устройств.
С начала марта в России приостановили работу крупнейшие производители техники. Среди них Apple, Sony, Microsoft, Samsung, Dell, HP и многие другие. Ограничения касаются не только новых устройств, но и компелектующих. Проблемы могут коснуться ремонта и обслуживания техники. «Т-Ж» поговорил с экспертами о том, чего ждать российским пользователям.
Вернутся ли крупные компании в Россию
Многие из ушедших компаний не совсем ушли: они приостановили работу. Руководство многих компаний использовало в заявлениях не очень конкретные формулировки (с конкретикой сейчас вообще сложно), поэтому пока неизвестно, уйдут ли некоторые крупные производители окончательно или продолжат работать в России на новых условиях.
Уход с рынка — это крайняя мера. У компаний есть другие варианты: сократить деятельность, передать часть бизнеса российским партнерам. Некоторые компании приостановили работу только из-за того, что есть проблемы с логистикой. Поэтому насчет крупнейших западных производителей делать прогнозы сейчас сложно — нужно ждать, пока ситуация немного стабилизируется.
Но в России также работают другие сильные бренды, не западные, — Xiaomi, Realme, Huawei, — они с рынка не ушли. Китай границы не закрывал и поставки пока не замораживал. Однако в китайской технике — американское железо и ПО, поэтому в теории в России могут возникнуть проблемы и с китайскими устройствами. Но пока не похоже, что США давит на китайские бренды.
Что будет с техникой в России из-за санкций
Основатель производителя электроники DANNIE Сергей Зорин говорит, что российский рынок техники ждет перестройка. Временно мы столкнемся с дефицитом, но российские компании смогут занять место иностранных, каналы поставок перестроятся, и техника будет доступна. В промышленной электронике заказчики переориентируются на азиатские и отечественные решения. Российские компании будут в приоритете, за ними — китайские, турецкие, индийские. Повышение цен первое время будет, но со временем цены выровняются до примерно нынешних уровней. Главные проблемы сейчас — с оплатой и логистикой. Для решения этих проблем потребуется время.
Основатель сервисного центра Fixed.One Дмитрий Дружбин согласен, что потребителей ждут временные неудобства: возможности ремонта будет ограничены, покупать технику придется у неофициальных продавцов. Это если ситуация затянется еще на пару месяцев. Если же ограничения продлятся месяцы или годы, то страна просто перейдет с премиальных брендов вроде Apple и Samsung на более дешевые.
У разных сервисных центров пока есть запас деталей, который позволит продержаться некоторое время. Не исключено также, что отказ производителей от поставок готовой продукции не означает отказ от поставок деталей по гаратийным ремонтам. Опять же нужно подождать, как будет меняться ситуация.
Что будет с гарантийным ремонтом
Скорее всего, в ближайшее время гарантийный ремонт будет, а вот платный остановится до тех пор, пока бизнес не придумает, как поставлять отдельные компоненты.
Дмитрий Дружбин рассказывает, что сервисная логистика шла в основном через DHL и UPS, а теперь они не работают — поэтому сервисные центры отказываются от платного ремонта. Ходят слухи, что сейчас прорабатываются альтернативные маршруты отгрузки через Казахстан, отмечает Дмитрий, но официально это не подтверждено.
Зорин настроен более оптимистично: он уверен, что поставки будут, и ремонт будет, потому что компонентов для ремонта нужно не так много, а каналы поставок перестроят.
Если официальные сервисные центры зависят от производителей и не могут использовать в ремонте сторонние запчасти, то независимые сервисные центры ни в чем не ограничены. Вероятно, у них будет больше разных компонентов, но вопрос в их качестве.
Будут ли детали дорогими или дефицитными
В сервисных центрах уже столкнулись с дефицитом деталей, и скоро ситуация может усугубиться. Как минимум еще пару месяцев ожидаются перебои в наличии запчатей. Проблемы все те же — колебания курса и логистика.
Но когда закупки начнутся, стоимость партий возрастет как минимум в два раза. Закупок станет меньше, потому что это будет слишком дорого для привычных объемов, объясняет Дружбин.
Что делать сейчас
Лучше не откладывать ремонт необходимых устройств до лучших времен: если поставки и наличие восстановятся, то цены могут быть весьма некомфортными.
Техника в России будет, но когда именно она вернется и сколько будет стоить, пока никто не знает. Остается ждать и бережно работать с тем, что у нас уже есть.