Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

02:43
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Кто должен отвечать за семейный бюджет — мужчина или женщина?

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Или сразу оба?

В семейных вопросах много традиций и стереотипов, которые иногда расходятся со здравым смыслом. Но именно он, здравый смысл, должен стоять во главе семейных дел, в том числе финансовых.

Грамотное ведение семейного бюджета наряду с взаимоуважением и доверием — основа крепких отношений и развития семьи. Чтобы понять, кому из пары лучше взять на себя ведение бюджета, надо уточнить, какими качествами, знаниями и умениями должно обладать ответственное лицо.

Требуемые качества и знания для ведения семейного бюджета:

- Знание основ финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это реалистичное представление о том, как работают деньги и для чего они нужны, что с ними делать стоит, а что не стоит. Финансово грамотного человека можно определить по спокойному отношению к деньгам, отсутствию долгов, наличию хотя бы небольших накоплений, осведомленности о ценообразовании и работе финансовых институтов, умению ждать (в денежных вопросах);

- Рациональность. То есть умение анализировать действия и их последствия, действовать обдуманно. Это очень полезно в обращении с деньгами. Такой человек способен делать рациональные покупки — не только крупные, но и мелкие повседневные;

- Умение оптимизировать расходы. Мало просто следить за своими средствами, нужно еще делать так, чтобы доходы превышали расходы. Для этого нужно анализировать траты, выявлять «дыры» в бюджете, вносить изменения, перераспределять средства. А для этого нужно уметь менять приоритеты, оценивать финансовую ситуацию честно, но справедливо, чтобы не уйти в экстремальную экономию или перепотребление.

Качества и склонности, мешающие ведению семейного бюджета:

- Склонность совершать покупки на эмоциях. В таком случае управлять деньгами будет настроение человека. В хорошем настроении он полон оптимизма, покупает подарки себе и близким. В плохом — покупает вещи или продукты для утешения. Так семейный бюджет долго не протянет;

- Нежелание искать выгодные цены, сравнивать условия. Человеку кажется, что это мелочи жизни, которые отнимают время и портят настроение. «Деньги нужны для того, чтобы их тратить». Это так, но лучше, если ответственный за бюджет тратит их разумно. Если человеку не интересно делать покупки более выгодными, деньги из бюджета будет улетать очень быстро. Сюда же можно отнести нежелание считать деньги и анализировать расходы;

- Неумение ждать. Умение ждать часто выручает в финансовых вопросах. Например, можно дождаться зарплаты и не потратить на желаемую покупку последние деньги. Можно дождаться скидки, выгодных условий. Можно подождать долгую доставку и не доплачивать за срочность. Можно откладывать на покупку и ждать, пока накопится вся сумма, а не лезть в долги. Ждать приходится и дивидендов от вложений. Наконец, можно подождать перед покупкой чего-либо — вдруг желание пропадет. Люди, которые не любят и не умеют ждать, тратят больше.

Кто в итоге должен вести в семье бюджет? Тот, у кого больше нужных для этого качеств и меньше ненужных.

Получается, что некоторые распространённые подходы не всегда правильные. Например, зарабатывает один — распоряжается второй, чтобы распределить нагрузку. Обычно в роли первого выступает муж, второго — жена. Но второй в паре, будь то мужчина или женщина, может не уметь грамотно распоряжаться деньгами.

Еще один подход: деньгами распоряжается тот, кто их зарабатывает. Он тоже не всегда работает. Один человек может блестяще добывать деньги и при этом совершенно неумело ими распоряжаться.

Какой выход? Честное доверительное обсуждение, совместный анализ финансового положения, трат, потребностей, денежных привычек и взглядов.

Откройте статистику в банковском приложении и вместе оцените, сколько за какой период и на что было потрачено. Кто какие покупки совершал, все ли они оказались полезными. Почему вещи были куплены именно в том магазине и в том количестве, и так далее.

В ходе таких обсуждений можно выявить сильные и слабые стороны друг друга. Например, один разбирается в том, как оптимизировать расходы на еду, второй умеет выгодно организовать отпуск. Тогда пусть каждый занимается тем, что у него лучше получается. Главное не подходить к обсуждению как к соревнованию и выяснению отношений.

 

 

 

 

Семейную ипотеку захотели давать матерям-одиночкам
Реклама