По итогам встречи Владимира Путина и Ильхама Алиева стало известно о закупке Азербайджаном российских вооружений на сумму 5 млрд долларов США.
Это событие имеет несколько аспектов, «подсвеченных» фоном встречи двух лидеров.
Первый аспект – Азербайджан затрачивает серьезные ресурсы на оборону для обеспечения безопасности нового газового маршрута - «Южного газового коридора», конечным пунктом которого станет Италия.
Второй аспект – закупка российских вооружений не оказывает негативного влияния на проблему Карабахского конфликта, так как эти риски профилактрованы российской стороной, которая была эффективным посредником в урегулировании этого конфликта.
Третий аспект – предпочтение российской продукции военно-технического назначения при альтернативных предложениях США и стран НАТО свидетельствует о желании Азербайджана взаимодействовать с Россией в сфере обороны как минимум ближайшие десять лет, так как закупленная продукция нуждается в обслуживании, модернизации и ремонте. Таким образом, и обучение азербайджанских специалистов будет проводить российская сторона.
Четвертый аспект – регион Каспия, стараниями коллег из США, не является в полной мере стабильным. Недавний обмен заявлениями высших должностных лиц Ирана и США заставляют нервничать соседей Ирана, причиной тому возможные гуманитарные последствия в случае вооруженного конфликта. В полной мере такие последствия пережила Турция в момент острой фазы Сирийского конфликта. Атлантический океан гарантирует США защиту от наплыва беженцев с Ближнего Востока, точно также как 765 км сухопутной границы с Ираном не гарантирует Азербайджану защиту от гуманитарных проблем и возможных провокаций со стороны «третьих стран, …как в Сирии».
Самым значимым за последние годы шагом по налаживанию перспективного сотрудничества стало подписание 12 августа Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Именно сейчас, во времена турбулентностей во внешней политике, такие регулирующие форматы крайне важны. Они формируют историческую перспективу, расширяют горизонты планирования инвестиционной деятельности, что является благом для любых экономик.
Я убежден, что проект «Южного газового коридора» не вскружит голову у прагматичного политического истеблишмента Азербайджана. За энергорынок Европы борется США, используя разновекторный шантаж, понуждает Европу отказаться от «агрессивоного газа» Москвы. Теперь Азербайджан выходит на рынок Европы, опровергая опасения пропагандистов о «диктате Москвы» на европейском энергорынке. Следует отметить, что мощность «Южного газового коридора» значительно уступает аналогичным российско-европейским проектам.
Приняв во внимание данные аспекты можно заключить, что Азербайджан, покупая российскую продукцию военно-технического назначения, готов развивать свой экономический потенциал и защищать свои интересы и суверенитет в сотрудничестве с Россией, остающейся надежным гарантом стабильности в Каспийском регионе.