Чем «райские списки» мировых офшоров отличаются от панамских досье?
Несколько дней назад в распоряжении небезызвестного Международного консорциума журналистов-расследователей оказался архив материалов юридической компании Appleby с острова Мэн. Досье по имени одного из офшоров - Paradise, тут же было названо «райским», словно в противовес нашумевшему, но уже почти забытому «панамскому». Публикацию его в сетях грамотно подгадали к началу саммита АТЭС, где ожидалась, но всерьёз так и не состоялась полноценная встреча лидеров России и США. Но лидеры, в том числе и Путин, и Трамп, почему-то проигнорировали вновь всплывшую тему офшоров. Кстати, уже не в первый раз.
Впрочем, большая восьмёрка G-8 ещё восемь лет назад устами своих лидеров продекларировала и стремление, и готовность «всеми силами бороться с офшорной практикой». На днях об этом в целой серии ярких публицистических статей напомнил бывший британский премьер Гордон Браун. Впрочем, экс-премьеру после этого явно светит примерно такая же судьба политического изгоя, которая выпала тоже бывшему, но вице-президенту США Альберту Гору. Тот, если кто-то уже не помнит, многие годы увлечённо, но вообще-то безуспешно боролся с глобальным потеплением.
За G-8 пусть не сразу, но последовала и G-20. Уже в 2013 году на саммите в Санкт-Петербурге «двадцатка» приняла предложенный ОЭСР общий план действий против ухода от налогов с помощью низконалоговых или безналоговых юрисдикций. План представлял собой целую систему мер, рекомендуемых к исполнению в течение максимум двух лет. Прошло уже четыре года, а офшоры никуда не делись. Как видно, до реальных дел у лидеров и G-8 и G-20 пока руки не доходят.
Похоже, теперь всё дело в том, что «замазанными» цитатами из «райского досье» могут оказаться просто все – вне зависимости от степени приближённости к власть имущим и от политических убеждений. Вплоть до неприкасаемых. Так, «панамой», при желании, можно было накрывать того или иного дельца или политика фактически по выбору. Однако тогда, хотя список в «панамском досье» и был поистине огромным, он оказался достаточно размытым. Причём по подавляющему большинству позиций сколько-нибудь серьёзного подкрепления в виде документов и фактов «панамская» информация не имела.
Но похоже, с «райскими списками» избирательная практика, вполне пригодная в случае со списками «панамскими», может и не сработать. Нельзя не отметить, что досье, полученное Süddeutsche Zeitung из неизвестных источников, намного меньше панамского по объёмам. Меньше, зато конкретнее, точнее – оно куда более адресное. В нём, можно сказать, по традиции, нашлось место и «русским», разумеется из окружения президента, но на фоне 30 тысяч фирм из США и 13 чиновников из окружения другого – уже американского президента, «русские» как-то блекнут.
У «райского досье» есть и ещё одна существенная особенность. В нём в основном фигурирует компания Appleby - одна из крупнейших и едва ли не самая престижная из тех, кто предоставляет услуги по регистрации офшоров. Эта фирма предельно жёстко отбирает клиентов, проводя их строжайшую проверку, и нередко отказывая в предоставлении услуг. Причём вне зависимости от их состояния или занимаемой должности. Её давно привыкли считать «чистой», даже скорее абсолютно «чистой», и вдруг. Точно, как у Виктора Степановича Черномырдина – «не было такого никогда, и вот – опять»…
Остаётся напомнить, что вместо инструмента поддержки депрессивных территорий офшорные зоны уже давно окончательно превратились в настоящую кормушку для крупнейших мировых компаний. Характерно, что очередное обострение офшорной темы случилось после недавней публикации списка восьми мультимиллиардеров, состояние которых оказалось равно суммарному богатству половины планеты. Со страниц той же Süddeutsche Zeitung сразу прозвучала вполне обоснованная версия, что одной из главных причин безудержного роста крупнейших состояний был именно непрекращающийся перевод активов и прибылей в офшорные компании.
Долгое время роль своеобразного всемирного офшора исполнял Китай, поскольку там было в избытке дешёвой рабочей силы. Сейчас иные времена – Китай ушёл вперёд, и уже почти на равных конкурирует с США по части экспорта капитала и размещения разномастных филиалов и сборочных производств в ближнем и дальнем зарубежье. И теперь уже на капиталистов-коммунистов из Поднебесной вкалывают практически во всех странах мира, которые победнее Китая. Но регистрируются такие предприятия при этом, понятное дело, в офшорах. Кто же станет отказываться от налоговых льгот, если они ему ничего не стоят?
Закончим же цитатой упомянутого выше Гордона Брауна: «Возможность для богатейших людей оставаться в стороне, когда остальные платят за здравоохранение, образование и защиту самых уязвимых членов общества – одна их самых больших несправедливостей современности».