Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:07
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Мнения и аналитика INFOX.RU

Анна Гаркуша
Руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды "РазДельный Сбор". Член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области.

Московская барыня и региональный оператор

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Несколько лет назад меня позабавила шутка про трех лягушек, которые сидели на верхней ветке дерева и договаривались стать парашютистками. Две – прыгнули, а одна – осталась. Я вспомнила про эту шутку, когда узнала, что Москва скопропостижно проводит через Думские чтения законопроект о праве городов федерального значения отложить мусорную реформу еще на три года.

Только сегодня она мне уже не кажется смешной. Самый главный «засланец» (простите мою картавость) еще три года может не выносить за собой горшок сам, и разрешает это тем, кто в силу своей «федеральности»  так похож на него. Конечно же, реформа в ее нынешнем виде - это не та река, в которую хочется вступить. Проблема усугубляется тем, что те, кто ее придумали, не видят ее порочности и противоречивости.

В этой связи мне вспоминается еще одна байка из моей молодости о том, что европейское оборудование по производству газированных напитков в России категорически не работает, потому что русские не соблюдают рецептуру. Попросту – разбавляют будущий лимонад водой. Русские не соблюдают рецептуру не только при производстве лимонада. «Слизанная» с Европы «мусорная» реформа лишилась некоторых своих ингредиентов. Поэтому-то и горчит невыносимо.

В частности, институт регионального оператора должен был быть некоммерческой площадкой для согласования, координирования и поддержки самостоятельного обеспечения товаропроизводителями своей расширенной ответственности. Там, куда не расширялась ответственность товаропроизводителей, за дело должны были взяться муниципальные власти. И цель, и KPI  у всех должны быть едины – поменьше смешанных отходов на помойку, побольше раздельно собранных – на утилизацию. Именно это следовало транслировать федеральным регуляторам отрасли в адрес субъектов РФ.

Собственно, «списывание» законодательства  на стадии корректировки 89ФЗ вполне себе тянет на четверку. Имелись  сомнительные места, но все должна была исправить иерархия, где черным по белому – сначала предотвращение образования отходов, затем раздельный сбор, и только потом сортировка и утилизация.  Это как если ты не знаешь, как поступить – вспомни десять заповедей, мировую иерархию ценностей.

Но «разврат» начался уже на стадии формирования подзаконной нормативно-правовой базы, в результате чего вместо некоммерческой площадки для регулирования РОП мы получили монополиста без руля и ветрил. На сегодняшний день надо быть слепым, чтобы не увидеть, что интересы региональных операторов противоречат не только интересам субъектов РОП, но и вообще основным направлениям государственной политики, Право на такую беспардонность им дали, как ни странно, сами субъекты РФ,  разработав невнятные и выхолощенные, а зачастую и противозаконные Территориальные схемы. Не удивительно, что самые умные и влиятельные лягушки не хотят прыгать.

Но тем, кто прыгнул, еще можно выдать парашют. Печально, что реформирование реформы придется делать без наркоза и на ходу. Но нет ничего невозможного, если речь идет не о личных интересах отдельных компаний (пусть даже и очень влиятельных), а об интересах Отечества в целом.

Необходимо менять не сроки начала реформы, а цели реформы, и срочно соотнести с этими целями цели всех участников процесса.

  • Региональные операторы не должны зарабатывать на реформе. Они должны ее выполнять. Они должны открыть все двери для расширенной ответственности, чтобы добросовестные субъекты РОП могли вынести на утилизацию столько вторсырья, сколько руки удержат. И еще много раз прибежали за новой порцией.  
  • Регионы не должны иметь право уклониться от организации раздельного сбора отходов. 27 стран – членов ЕС подтверждают, что раздельный сбор отходов – это самый эффективный способ повышения уровня утилизации отходов. И он должен применяться повсеместно в различных форматах. Ну чем не шпаргалка?
  • Регуляторам (простите, Министерству природных ресурсов) пора вспомнить, зачем они здесь.  Цены на накопление, транспортировку, обработку и утилизацию отходов должен диктовать рынок, а не ставки экосбора, утвержденные Правительством. Не ваше дело спрашивать «почем материальчик», ваша задача получить подтверждение выполнения РОП, вычислить и наказать непослушных. Пусть они уже сами договариваются! Не ваша задача пугаться повышения цен на товары, если  пластик и стекло придется собирать и перерабатывать. Во-первых, это шантаж. Во-вторых, бесплатность иллюзорна. В-третьих, профилактика зарастания мусором всегда дешевле, чем операция по удалению проблем.

Итак, предлагаем срочно раздать всем парашюты! А Москве, и остальным городам федерального значения,  надо объявить блокаду до тех пор, пока не научится со своим мусором правильно обращаться.

Последние мнения
Григорий Трофимчук
Реклама