Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:36
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Мнения и аналитика INFOX.RU

Марат Муртазин
Ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН имени Примакова

Нет «политического ислама», есть спекуляция на мировой религии ислама

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Мы много слышим об исламе из СМИ, и по отношению к нему все чаще используют разнообразные и очень разноречивые эпитеты. Многие их них прижились в литературе, скажем, такие как «классический ислам», «современный ислам», «суннитский ислам», «шиитский ислам».

Но некоторые эпитеты, хотя и вошли в обиход, но при более внимательном рассмотрении вызывают обснованное сомнение в правильности их употребления. Чаще всего сейчас по отношению к исламу можно услышать следующие эпитеты: политический, радикальный, экстремистский и т.п. Но давайте согласимся, что ислам был, есть и остается одной из мировых и наиболее распространенных религий в мире, наряду с христианством, буддизмом, иудаизмом конфуцианством и т.д., хотя по отношению ко всем остальным  религиям подобные негативные эпитеты не применяются. Откуда проистекают эти словосочетания: из сути и своеобразия ислама как некоего особого религиозного феномена, или как результат некоторого идеологического и социального наложения на тело ислама не присущих ему явлений?

Начнем с того, что сами мусульманские богословы и ученые ни один из вышеприведенных эпитетов не инициировали, и лишь были вынуждены в последние десятилетия употреблять их, повторяя их за немусульманскими, точнее западными, авторами.

Ислам часто представляют как всеобъемлющую религиозную систему, которая охватывает все стороны жизни отдельного мусульманина и мусульманского сообщества-уммы. Именно эту особенность ислама выставляют как главную причину того, что ислам активно внедряется в общественно-политические аспекты существования мусульманских стран. Тем не менее, на протяжении всей истории существования исламской цивилизации, к которой сегодня относится четверть населения Земли, наблюдалась тенденция разделения власти и религии, что свидетельствует о том, что на практике ислам вовсе не является политизированным изнутри. По крайней мере, начиная с 661 года, когда к власти пришла династия омейядских халифов, религия составляла лишь внешний фасад халифата и его идеологическую надстройку, в то время как сами богословы и религиозные деятели стремились отстраниться от действующей власти, а если и  оказывались в ее орбите, то  только для того, чтобы победить своих идейных оппонентов, как поступили мутазилиты при аббасидах.

Да, следует согласиться, что начиная со второй половины ХХ в. отдельные группы и объединения, представляющие мусульман, стали обращаться к политике, использовать религиозную риторику, включая цитаты из Священного Корана и  Сунны, для того, чтобы придать религиозную окраску своей политической деятельности. По отношению к ним можно использовать термин исламистские политические партии,  группировки и движения. Но проблема политизации отдельных движений внутри мусульманской уммы не является основанием, чтобы само понятие ислам, обозначающее явление географически глобального и исторически общечеловеческого масштаба, характеризовалось как узко политическое или радикальное движение. Однако строить языковую конструкцию в обратном порядке, то есть присоединять прилагательные типа «политический», «радикальный», «экстремистский» по отношению ко всему исламу некорректно. Сам ислам бытует и развивается в человеческом сообществе, приспосабливаясь к различным географическим, климатическим, этническим, социально-экономическим и политическим условиям. Сегодня трудно назвать более-менее крупное государство, в котором не жили бы мусульмане, но это не значит, что мусульмане везде и повсюду вмешиваются в политическую жизнь государств. Мусульманская цивилизация прекрасно сосуществовала на протяжении всей своей истории со всеми другими, включая даже не религиозные, каковыми были или остаются советская, китайская, европейская.

Совершенно очевидно, что политизация современной жизни отдельных групп и слоев мусульманской уммы связана не с самой  религией, а с тем, что в мире произошли и происходят глобальные изменения, которые задевают глубинные интересы многочисленных групп мусульман, в результате чего  возникают условия, когда отдельные группы мусульманских активистов встают на путь политической деятельности, которая иногда переходит в стадию вооруженной борьбы, но не они являются воплощением настоящих мусульман. Ислам есть и остается исламом, религией, которую исповедуют 1,7 миллиарда человек. Несколько десятков тысяч политически ангажированных мусульман, которые сегодня занимаются  радикальной, экстремистской или террористической деятельностью под религиозными лозунгами, никак не могут представлять собой какой-то особый ислам, к которому прилепляют не соответствующие духу религии эпитеты. Называя вещи своими именами,  различные и многообразные исламистские аль-каиды, государства, политические  движения, партии освобождения представляют собой всего лишь спекуляцию на добром имени исламской цивилизации и мусульманской уммы, на священной религии и ее общечеловеческом достоянии.                             

Последние мнения
Григорий Трофимчук
Реклама