Возглавляемая Голландией международная следственная группа по гибели малазийского «Боинга» в небе над Украиной внезапно вышла из летаргии, предъявив новые выводы и решающее доказательство.
Оно оказалось настолько веским, что даже неунывающий российский президент Владимир Путин дрогнул и заявил о готовности признать выводы следствия. Чему многие несказанно обрадовались, увидев в этом пролог к признанию России государством-террористом. Как Ливии в своё время.
О представленных новых выводах можно сказать в первую очередь то, что они в основном повторяют плоды работы некоей журналистской группы Bellingcat, возглавляемой англичанином Элиотом Хиггинсом. И такой подход следствия достоин сожаления, ибо репутация этого джентльмена как минимум неоднозначна. Его не раз ловили на подгонке фактов под выводы, а применяемые им методы «анализа» фотографий и позиционирования их по «узнаваемым» фрагментам рельефа более-менее авторитетные эксперты считают гаданием на кофейной гуще – в лучшем случае.
Тем не менее, международные следователи пошли по тому же пути, что и Bellingcat. Разве что компьютерная анимация в их исполнении более профессиональна.
Впрочем, у следственной группы (JIT) есть и веские материальные доказательства. Вот они.
Это две части зенитной ракеты системы «Бук» серии 9M38, найденные на востоке Украины в районе крушения «Боинга»: сопло и корпус ракетного двигателя. По версии следствия, именно ей был сбит авиалайнер. И хотя российские эксперты из концерна «Алмаз-Антей», производящего «Буки», в ходе натурных экспериментов продемонстрировали неизбежность разрушения этих элементов при боевом применении ракеты, их информация во внимание принята не была. Следователи предпочли не отвлекаться от главной версии.
А она состоит в том, что ЗРК «Бук», из которого была выпущена боевая ракета по гражданскому самолёту, принадлежал 53-й зенитной ракетной бригаде – подразделению вооружённых сил Российской Федерации, дислоцированному в Курске. Кружным путём он попал на Донбасс, ну а там…
Трагический исход, в общем, известен.
Так вот, доказательство. Следствие считает достоверно установленным, что эти фрагменты принадлежат ракете, выпущенной в 1986 году на Долгопрудненском научно-производственном предприятии, расположенном под Москвой. Российская сторона утверждает, что боеприпасы данного типа и года выпуска были сняты с вооружения не позднее 2011 года. И что Украина, напротив, имеет в своих арсеналах несколько сотен ракет этой модификации. Но следователи настойчиво пытаются связать обнаруженные улики с 53-й бригадой.
Хотя найти такую связь крайне сложно. В данный момент ещё невозможно с полной уверенностью утверждать, что обе эти части являются фрагментами ракеты, пущенной самоходным ЗРК «Бук», принадлежавшим 53-й бригаде, говорится в промежуточном отчёте следствия. Этот дефицит уверенности вынудил JIT пойти на отчаянный шаг.
Мы просим общественность помочь нам ответить на три конкретных вопроса относительно обеих найденных на месте катастрофы частей ракеты, – заявила входящая в группу начальник Федеральной полиции Австралии Дженифер Хёрст (Jennifer Hurst). Вот эти вопросы:
1. Вы узнаёте почерк, которым нанесен номер на сопле?
2. Имеете ли вы какую-либо информацию об этих номерах на сопле и корпусе? Или вы знаете кого-то, кому известно значение этих номеров?
3. Знаете ли вы кого-то, кому известно, какому подразделению была поставлена эта ракета?
Последний вопрос самый интересный, конечно. Ибо он совершенно неопровержимо доказывает, что на данный момент все ключевые улики против российских военных – косвенные. И что гипотез у следствия пока больше, чем фактов.
Ну и как вы оцените результаты его многолетней работы по этому делу?