Несколько лет назад Россия задорого купила для национальной сборной путёвку на чемпионат мира по футболу, став его организатором. Других шансов попасть на мундиаль не в качестве зрителей, как показала многолетняя практика отборочных игр, у наших футболистов просто не было.
Но даже если случится чудо, и российская команда обретёт золотые медали, мировой футбольный праздник станет для России провальным. В экономическом смысле, разумеется.
Во-первых, по чисто бухгалтерским соображениям. Только по официальным, традиционно заниженным данным, российские расходы на чемпионат составят 678 млрд руб. В реальности эту цифру следовало бы минимум удвоить, по аналогии с Олимпиадой в Сочи. Выручка от продажи 2,5 млн билетов может достигнуть, по различным оценкам, от 35 до 55 млрд руб. Ещё 10-15 млрд руб. Россия как организатор, вероятно, заработает на продаже сувениров с официальной символикой.
Кстати сказать, продажи телеправ и поступления от спонсоров, согласно регламенту ФИФА, идут мимо кассы страны-организатора. По оценкам, они принесут футбольной ассоциации в 2018 году более 5 млрд долл. Но не России.
Во-вторых, по чисто экономическим расчётам, чемпионат тоже неокупаем. Согласно прогнозам оргкомитета турнира, традиционно завышаемым, предстоящий чемпионат мира по футболу может дать прибавку к ВВП России на 150-210 млрд рублей ежегодно в течение следующих пяти лет. В лучшем случае, это плюс триллион за пятилетку. Но и его получить нереально, ведь для этого нужно будет суметь реализовать комплекс мероприятий по дальнейшему развитию преимуществ, полученных в ходе подготовки и проведения чемпионата. Реализаторские способности наших чиновников известны, посему прогнозируемый результат делим скромно на два. В итоге выходит 0,7-1,3 трлн руб. затрат для получения экономических выгод на 0,4-0,5 трлн руб.
Ну и в-третьих, после спортивного праздника останется необходимость продолжения расходов на инфраструктуру. На помпезные стадионы в регионах, которые никогда не будут заполняться. На огромные гостиницы с хроническим дефицитом постояльцев из-за продолжающегося экономического кризиса в России, препятствующего росту внутреннего туризма (а о внешнем в условиях конфронтации с окружающим миром лучше забыть сразу). На транспорт, дороги, вокзалы и проч., что также станет планово убыточным после ЧМ-2018.
Конечно, сухая бухгалтерия чужда широкой русской душе. Да и власть предержащие дружно упирают на то, что «главное не прибыль, главное — имидж». Вот только о каком имидже можно будет говорить, когда на мировой арене за Россией прочно закрепился образ главного хулигана планеты? И, кстати, сильно ли упрочила позитивный имидж РФ триумфально выигранная Олимпиада-2014?