Демократической оппозиции необходимо выставить единого кандидата на выборах мэра Москвы, так как столица Москва – одно из немногих мест, где мы можем бороться за победу. А после того, какой результат насчитали в Москве Путину, показать поддержку москвичами демократических ценностей особенно важно.
Единственным возможным механизмом выбора объединенного демократического кандидата является проведение общедемократических праймериз, в которых участвуют различные политические силы. Помимо собственно выбора единого кандидата, праймериз:
1. помогут сделать единого демократического кандидата более легитимным в глазах наших избирателей. Их мобилизация благодаря объединенному оппозиционному кандидату с общедемократической повесткой будет более эффективной, чем за счет представителей отдельных партий;
2. нейтрализуют возможные спойлерские проекты на демократическом фланге. Если какая-то структура проигнорирует всеобщие демократические праймериз, поддержанные большинством демократических сил, то кандидат, выдвинутый от подобной структуры, заведомо приобретет репутацию спойлера и не сможет отнять много голосов у единого демократического кандидата;
3. самое главное: появление единого демократического кандидата, поддержанного различными силами, резко повышает вероятность прохождения подобным кандидатом муниципального фильтра.
Дело в том, что текущее законодательство построено таким образом, что ни один оппозиционный кандидат в мэры не может быть зарегистрирован без подписей муниципальных депутатов от «Единой России». Единственный способ заставить власть кого-то зарегистрировать – это общественное давление. Если на демократическом фланге будет несколько малозначительных кандидатов, власти будет гораздо проще отказать им в регистрации, нежели кандидату, поддержанному всеми демократическими силами.
При проведении любых праймериз всегда возникает два вопроса: кто голосует и как эти голоса учитываются.
На мой взгляд, с точки зрения задачи достижения демократическим кандидатом наибольшего результата, наиболее эффективны будут те праймериз, которые будут учитывать мнение всех сил, от которых зависит возможность демократического кандидата быть зарегистрированным и его дальнейший успех на выборах.
Самой очевидной группой, мнение которой необходимо учитывать, являются независимые муниципальные депутаты. За каждым из них - больше 1000 голосов москвичей, разделяющих демократические ценности. В большинстве районов вся протестная активность опирается именно на команды, сформированные независимыми депутатами. Избирательная кампания не может быть успешной без их участия. Это публичные люди, чей голос нельзя подделать, которые способны профессионально судить о политике. Всего независимых муниципальных депутатов, избравшихся в 2017 году в Москве, включая поддержанных проектом «Объединенные демократы» чуть меньше трёхсот, и один этап праймериз наиболее логично провести среди них. Помимо прочего, голосование среди муниципальных депутатов наиболее технически просто осуществимое и достоверное. Его легко провести как в один, так и в два тура.
Кроме того, консолидированная позиция независимых муниципальных депутатов также будет серьезным аргументом при принятии мэрией решения о допуске демократического кандидата на выборы.
Вторым этапом праймериз я предлагаю сделать голосование широкого круга сторонников из числа жителей Москвы. Его организация будет гораздо более сложной и сопряженной с рисками.
Детальный регламент подобного голосования должны будут разработать независимые от участников организаторы выборов, но согласованные с каждым из них.
Тут важно понимать, что и предыдущие выборы мэра Москвы, и особенно последние муниципальные выборы проходили при низкой явке. Проблемой демократических кандидатов всегда было то, что их сторонники в интернете не приходили на выборы.
Я считаю, что на праймериз, в первую очередь, должна оцениваться способность кандидата мобилизовать своих сторонников прийти на реальный избирательный участок. Те, кто придут голосовать на праймериз на участок, гарантировано придут и на сами выборы. Про проголосовавшего в интернете мы не можем этого уверенно утверждать.
Поэтому считаю правильным, чтобы учет сторонников кандидата происходил исключительно на реальных участках, а не в интернете.
Безусловно, необходимо понимать уязвимость такой процедуры праймериз перед внешними рисками. Попытки провести голосование по значимым для оппозиции вопросам среди широкого круга лиц всегда сталкивались с действиями провластных структур. Достаточно вспомнить Мавроди на выборах в КС оппозиции и провал праймериз в ПАРНАСе. Последние президентские выборы также показали, что власти способны мобилизовать сотни тысяч москвичей для голосования на избирательных участках.
Проведение праймериз в несколько туров как раз делает бессмысленными любые попытки провластных структур исказить итоги такого голосования.
Если по результатам голосования в двух турах побеждает один из кандидатов, то он объявляется выигравшим праймериз. Если же голосование среди муниципальных депутатов выиграл один человек, а среди сторонников другой, то проводится третий этап праймериз.
На нем из двух человек выбирает круглый стол основных политических сил демократического толка.
Это три зарегистрированные политические партии: «Яблоко», «Парнас» и «Гражданская инициатива». Их поддержка праймериз особенно важна, так как кандидат в мэры выдвигающийся в порядке самовыдвижения (не от партии) помимо прохождения муниципального фильтра будет обязан собрать подписи более чем 70 тысяч избирателей. Такой сбор подписей, во-первых, дорог, во-вторых дает властям дополнительные возможности не допустить кандидата.
Помимо партий, к голосованию на круглом столе следует пригласить незарегистрированные демократические силы, обладающие федеральными организационными и медийными ресурсами, которые могут оказать существенное влияние на конечный результат демократического кандидата. Это незарегистрированная партия Алексея Навального и «Открытая Россия» Михаила Ходорковского.
На мой взгляд, перечисленные пять сил являются основными игроками на демократическом фланге, и совместная поддержка ими единого кандидата обеспечит ему хороший результат.
Именно эти силы смогут профессионально оценить результаты праймериз, взвесить шансы кандидатов и принять решение относительно того, какого кандидата стоит поддержать.
Проведение подобных праймериз будет предполагать презентацию программ и команды, а также дебаты кандидатов, которые мы пригласим освещать ключевые либеральные СМИ. Уверен, что чем больше политических сил будет участвовать в праймериз, тем больший интерес они вызовут.
Допускать в качестве кандидатов на праймериз я предлагаю людей, способных заручиться поддержкой 10 независимых муниципальных депутатов или одной из указанных политических сил. Но это детали, которые можно еще обсуждать.
С таким предложением я обращаюсь:
1. К потенциальным участникам выборов мэра Москвы с просьбой обозначить свою готовность участвовать в праймериз, организованных по подобному принципу.
2. К независимых муниципальным депутатам Москвы, включая поддержанных проектом «Объединенные демократы», с просьбой обозначить свою готовность голосовать на праймериз, организованных по подобному принципу.
3. К «Яблоку», «Парнасу», «Гражданской инициативе», «Открытой России» и партии Алексея Навального с просьбой принять на себя обязательства поддержать кандидата, победившего на подобных праймериз, в качестве единого демократического кандидата в мэры Москвы.
14 апреля в Москве приглашаю всех на московский муниципальный съезд. На нем предлагаю более детально обсудить процедуру праймериз вместе с муниципальными депутатами и основными участниками.