Берлинский Art Forum набирает силу: «уклонисты» растут в цене, а Такаши Мураками дешевеет. В стане классическом: ярмарка во Флоренции, новая галерея от Стейница-младшего и автобиография в картинках от Ван Гога.
Постмордернизм. Перезагрузка
Арт-сообщество продолжают волновать вечные вопросы: ценообразование и новые имена. С последними, по всем признакам, дело обстоит благополучно. Вот и авторитетная The Financial Times на днях порадовала заголовком «Новая кровь в Берлине». Такое заключение эксперт издания Джорджина Адамс сделала после посещения традиционного Berlin Art Forum. Причем сочный заголовок надо понимать не только в буквальном смысле открытия новых имен, но и как символ некой перезагрузки в арт-мире. В прошлые годы тот же берлинский форум ведущие галереи города попросту игнорировали. «Они хотят видеть сильную ярмарку, которая бы соответствовала уровню города, его великих музеев и бурной деятельности арт-сообщества», -- говорит один из нынешних руководителей форума Питер Ветч. В нынешнем году то ли желания начали сбываться, то ли галереи в непростых экономических условиях стали сговорчивее. И вот уже Макс Хецлер говорит о том, что ни за что не хотел пропускать мероприятие этого года. Его энтузиазм понятен: привезенные им в Берлин работы Артуро Эрреро пользуются спросом. Всего через несколько часов после открытия три работы были проданы по цене от $30 тыс. и $80 тыс. Помимо Max Hetzler новое руководство сумело привлечь в этом году таких именитых «уклонистов» прошлых лет, как Johann König, Klosterfelde или Neugerriemschneider. Неплохо дела идут и у завсегдатаев форума. Так, Contemporary Fine Arts может похвастаться хорошими продажами художников румынского происхождения Герта и Уве Тобиасов. За четыре их цветные гравюры в Берлине выручили около €26 тыс. «Мне всегда казалось неправильным отказываться от участия в этой ярмарке, поскольку все мы извлекаем пользу из ее существования», -- говорит директор Contemporary Fine Arts Никол Хакерт, также порадовавшийся большому числу увиденных на форуме новых лиц.
Что касается цен, тут ситуация по понятным причинам менее радужная. Что, видимо, вынуждает художников работать сразу на несколько фронтов. Так, везде поспел звезда современного искусства Такаши Мураками. Многостаночник начал с недавно открывшейся экспозиции в галерее Gagosian в Нью-Йорке. Вслед за ней уже в парижской Perrotin стартовала выставка его автопортретов. Но это, оказывается, не предел. С 1 октября зал лондонской Тate будет отдан под еще один его проект «Pop Life». А следующей осенью Мураками будет выставляться в Версале. Из всех мастеров современного искусства до него такой чести удостаивались только Джефф Кунс и французский скульптор Ксавье Вельян. Ведутся переговоры и об участии художника в фестивале искусств в Дохе в начале 2011 года. Видимо, в наше неспокойное время тревожно даже человеку, у которого в почитателях такие люди, как владелец «Кристи» Франсуа Пино. Ведь еще в прошлом году цены на Мураками достигали заоблачных высот. Достаточно вспомнить £9 млн за скульптуру «Мой одинокий ковбой». Сейчас цены заметно упали. На нынешней парижской выставке фигурируют суммы от $150 тыс. до $ 2 млн. И все же Мураками скорее перестраховывается. По словам владельца галереи Эммануэля Перротина, все работы фактически были проданы еще до открытия.
Старое искусство тоже не сдается
Еще одно заметное событие последнего времени -- International Antiques Fair во Флоренции. Этот форум и сам – настоящий антиквариат в мире искусства. Арт-ярмарку во Флоренции впервые провели в 1959 году. Нынешняя International Antiques Fair -- двадцать седьмая по счету. В этом году представлены 72 итальянские и 18 зарубежных галерей, собравших антикварные сливки со всего мира. Гвоздем программы считается «Голова философа в красной шляпе» Тьеполо. Продавец Адам Вильямс из Нью-Йорка надеется выручить за полотно £345,000. Миланская Studio Voena предлагает портрет обнаженной женщины работы Джованно Больдини за €380 тыс. £135 тыс. просит лондонский дилер Amells за «Спящую Диану» Антонио Белуччи. Судя по всему, продавцы старых мастеров чувствуют себя более уверенно. Оно и понятно. Растревоженный кризисом покупатель если и раскошеливается, то на проверенное и понятное вложение капитала.
Похожей логикой, видимо, руководствуется и сын легенды французского антикварного рынка Бернара Стейница Бенджамин. Помогавший отцу в оформлении многих интерьеров, Стейниц-сын теперь открывает в Париже новую галерею недалеко от Елисейского дворца. Четырехэтажное помещение с деревянными панелями, паркетным полом и китайским шелком XVIII века на стенах выглядит красноречивой антитезой современному минимализму, да и всем кризисам вместе взятым. В этом и заключается знаменитый стиль Стейница, популярный, что неудивительно, у клиентов в США, Индии и России. «Я создаю атмосферу, а не занимаюсь исторической реконструкцией», -- оправдывает декоратор соседство в новом шоу-руме французского комода XVIII века и позолоченных керамических щеночков работы Джеффа Кунса.
Ван Гог оживает в письмах
По мнению арт-критика Джеки Вулсчлэйджер, даже если бы Ван Гог уничтожил все свои полотна, он все равно бы вошел в историю благодаря своим письмам. Британский критик и ее коллеги называют их «самым полным, ярким, подлинным и предельно откровенным отчетом о творческой жизни, когда-либо написанным человеком». Непонятых при жизни гениев в мировом искусстве хватает, но далеко не о каждом услышишь такое.
Само эпистолярное наследие знаменитого живописца далеко не первый раз привлекает к себе внимание. Впервые письма Винсента Ван Гога были изданы еще в 1914 году, а к середине прошлого века их перевели на основные европейские языки. Однако неслучайно в книжном обозрении The Financial Times их очередное издание, подготовленное Amsterdam`s Van Gogh Museum и институтом Huygens, названо лучшей книгой об искусстве 2009 года, а то и всего десятилетия. 15 лет научной работы воплотилось в фолиант объемом более 2000 страниц. На них воспроизведены 242 избранных письма художника, сопровождаемые рисунками, эскизами, шутками и пояснениями. Послания Ван Гога к брату Тео и не только – это практически предтеча современных графических романов. Хотя до такого романа-автобиографии, кажется, и до сих пор не додумался никто.
Но, как известно, любые шедевры лучше смотреть в подлиннике. Выставка «Письма Ван Гога: художник говорит» пройдет с октября 2009 по январь 2010 в музее художника в Амстердаме. А затем с января по апрель 2010 года письма покажут в Королевской академии искусств в Лондоне. Экспозиция получит говорящее название «Настоящий Ван Гог: художник и его письма».