В «Потрошителях» Джуд Лоу нашел себе аморальную работу. В «Как я провел этим летом» природа переигрывает людей. По жестокости «Класс» переплевывает «Школу», а в «Доме солнца» Гарик Сукачев вспоминает хипповую молодость.
«Потрошители»
«Repo Men»
США--Канада, 2010
Режиссер Мигель Сапочник
В ролях: Джад Лоу, Форест Уайтекер, Лив Шрайбер, Карис ван Хаутен
В ближайшем будущем медицина значительно продвинулась вперед: технологии без особых хлопот позволяют заменить пациентам практически любой поизносившийся орган. Вслед за прогрессом, что неудивительно, поспешают государственные бюрократические структуры и бизнес. Схемы кредитования еще никто не отменял, и поэтому, когда пациент задерживает ежемесячную выплату за ногу или печень, к нему являются потрошители и вынимают из человека товар назад. Этим в тандеме с лучшим другом-напарником и занимается главный герой, который не видит в своем бизнесе ничего аморального, пока сам не оказывается с искусственным сердцем и без свободных денег. Мигель Сапочник, как оно часто бывает с дебютантами, всовывает в свой первый фильм накопившиеся представления о прекрасном. Поэтому картина напоминает все известные антиутопии разом (от «Вспомнить все» до «Суррогатов») и с подкупающей лихостью мечется из жанра в жанр. Тут вам и боевик, и черная комедия, и социальная притча, и слезная мелодрама.
«Как я провел этим летом»
Россия, 2010
Режиссер Алексей Попогребский
В ролях: Сергей Пускепалис, Григорий Добрыгин
Двое полярников, молодой и постарше, кукуют на чукотской метеорологической станции. Кругом, вполне по Высоцкому, белое безмолвие. Тот, что помоложе, томится за компьютерными шутерами, старший ждет отпуска и скучает по семье. Первую половину фильма оба практически не разговаривают и потихоньку звереют друг от друга, во второй приключается конфликт. Младший примет важную радиограмму с большой земли и не сообщит о ней напарнику. Когда все выяснится, хлынут эмоции. Опытный Сергей Пускепалис (ранее сыгравший у Попогребского в «Простых вещах», а до этого в «Коктебеле») и дебютант Добрыгин получили за картину по «Серебряному медведю» на минувшем Берлинале. Но главное действующее лицо в этом вдохновленном Хичкоком полярном триллере все-таки природа -- совсем не метафизическая, по-своему обыденная, в равной степени прекрасная, страшная и бесприютная. Людей легко переигрывает. Отсюда полученная в том же Берлине закономерная награда за лучшую операторскую работу.
«Класс»
«Klass»
Эстония, 2007
Режиссер Ильмар Рааг
В ролях: Валло Кирс, Пярт Уусберг, Лаури Педайя
Навеянная историями про расстрелы в американских школах жесткая подростковая драма про то, как нелегко, а то и летально быть молодым. Главному герою-лузеру не дают прохода в классе, а когда один из более брутальных учеников берет его под опеку, круговую оборону приходится держать обоим. Получается куда жестче и лаконичнее, чем в сделанной двумя годами позже (и в той же псевдодокументальной манере) «Школе», с которой «Класс» будут неизбежно сравнивать. Самая известная на сегодня современная прибалтийская картина была снята за две недели и $100 тыс. В Эстонии приветствуются коллективные походы школьных классов во главе с учителями. Картина заслужила несколько призов на европейских фестивалях.
«Дом солнца»
Россия, 2010
Режиссер Гарик Сукачев
В ролях: Станислав Рядинский, Светлана Иванова, Дарья Мороз, Алексей Панин
Москва, 1970-е годы. Юная красавица, мажорка и дочка партаппаратчика, разрушает стройные планы родителей на свое будущее, бросает жениха и отправляется в Крым с молодым, но авторитетным советским хиппи. Там их ожидают море, солнце, коллекция импозантных новых знакомых и приключения, благодаря которым мелодрама периодически норовит обернуться триллером. Снимавшийся по сценарию Ивана Охлобыстина шесть лет «Дом солнца» (название навеяно знаковым хитом The Animals «The House Of Rising Sun») -- самый личный и ностальгический фильм Сукачева. Чтобы создать у не знакомых с прошлыми реалиями юных артистов должное настроение, режиссер не только знакомил их с книжками и фильмами, но и отправлял то музицировать на Арбат, то без денег на электричках в Питер.