Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

22:44
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Четверо актеров против одного режиссера

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Смотреть фильм «Воображариум доктора Парнаса», вышедший в прокат, стоит по многим причинам: ради Хита Леджера, ради дополнивших его Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фаррелла, ради визионерских излишеств и ради брюзжания великого сказочника Терри Гиллиама.

В этом произведении хватает мистики и значительности. Смерть в нем стала соавтором режиссера. Под ее руководством темная личность ключевого героя совершенно естественно разделилась на четверых актеров. Души людей используются как ставки в игре. А старый иллюзион не работает, и остается только верить в великую миссию художника-медиума.

Воображариум – хорошее слово. Оно точно описывает и этот фильм, да и все, что делает Терри Гиллиам. Ну, может, в данном случае еще пригодилось бы «рассуждариум». Ведь важных сентенций тут не меньше, чем бурной визионерской игры.

Старомодный балаган доктора Парнаса колесит по Лондону. Публике на него наплевать. Она не подозревает, что, пройдя сквозь зеркало из фольги, можно оказаться в мире своих фантазий, которые усилием мысли Парнас делает зазеркальной реальностью. Древняя бутафория, наивные фокусы и картонные декорации выглядят в лучшем случае трогательно, как деревянная лошадка на планете Пандора. Посреди антикварного театрального хлама восседает бессмертный старик Парнас, который выиграл когда-то спор у самого дьявола. А теперь Парнас должен отдать сатане свою почти шестнадцатилетнюю дочь в уплату одного долга. В день ее рожденья черт, именуемый тут мистером Ником, является за девушкой, но просто так забирать не хочет и предлагает новое пари. Барышня будет призом тому, кто быстрее сумеет привлечь на свою сторону пять человеческих душ.

В решающий момент маленькая труппа Парнаса, в которой кроме него и дочки есть еще юный фокусник-зазывала и очень здравомыслящий карлик, спасает таинственного висельника, которого, как вскоре выяснится, зовут Тони. Этот ушлый малый выступит как эффективный менеджер, который адаптирует предприятие Парнаса к современным требованиям, сделает его вполне успешным, прибыльным и даже почти поможет выиграть пари.

Роль Тони должен был сыграть Хит Леджер. Смерть актера не убила фильм. Напротив, она срежиссировала появление в картине Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фаррела. Как Гиллиам будет превращать четырех актеров в одного героя, наверное, стало главной приманкой.

Все захотят посмотреть на самого Леджера, а также где и как обошлись без него. Как выкручивались, как использовали маски, свет, костюм, прически. И все довольно ловко. Незнакомый с контекстом человек ничего и не заподозрит. Но таких, скорее всего, на сеансе «Воображариума» не будет. Местами даже кажется, что на этот трюк превращения, который каждый раз замечательно оправдан сюжетом, ушло слишком много усилий.

Лучшей и последней ролью Леджера все же стоит признать Джокера из «Темного рыцаря». В «Воображариуме» он как-то растворяется. Что тоже, кстати, не зря. Его герой – скользкий неуловимый мошенник, который ухитрился обвести вокруг пальца даже самого черта. И, по Гиллиаму, мошенник этот -- воплощение темных начал, которые по очереди демонстрируют Депп, Лоу и Фаррелл. Суммарное обаяние четырех отличных актеров, кстати, в итоге работает против Гиллиама и его желания догнать и повесить жулика. Между тем фиксация внимания на Леджере и его сменщиках вполне может затмить смысл происходящего на экране: и бутафорское зазеркалье, и хмурую лондонскую действительность, и цирковой портал между ними, и соображения автора.

«Воображариум» стал для Гиллиама путешествием в собственное творчество. А в докторе Парнасе только ленивый не разглядит самого режиссера. Если двадцать лет назад в стилистически близких «Приключениях барона Мюнхгаузена» фантазии и приключения делали героя моложе и веселее, то теперь Гиллиам превращается в брюзгливого старика, который все меньше сочиняет, а больше ворчит по поводу порочности человеческой природы, девальвации чувств и зрелищ.

Здесь много принципиальных диалогов и программных сентенций. Зазеркалье Парнаса – это ведь не просто сказочный мир, а вполне наглядная и поучительная демонстрация изнанки души. Изнанка эта, какой бы цветистой она ни была, похоже, увлекает Гиллиама-Парнаса куда меньше, чем игры с дьяволом, вполне себе обаятельным парнем (спасибо за это Тому Уэйтсу, просто созданному для этой роли). И еще большой вопрос -- стоят ли те души, которые поставлены на кон, того «Воображариума», который им предлагают. Стоит ли публика того мира, который живет в голове режиссера-демиурга? Не лучше ли водить дружбу с дьяволом? А обычные люди пусть живут своей обычной жизнью.

В Ярославле разработали фирменный стиль новогоднего оформления
Реклама