Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

01:39
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Платежи и доставка тормозят развитие электронной коммерции

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

По проникновению интернета Россия выходит на второе место в Европе после Германии. При этом покупки в сети совершают не более 1% российских пользователей. Развитию электронной коммерции мешают несколько факторов, некоторые из них -- системные.

Выводы аналитических агентств, исследующих рунет, единодушны: электронная торговля в России развивается. Количество интернет-магазинов растет ежегодно. Даже экономический кризис, ударивший по всем секторам экономики, смог только замедлить темпы роста электронной коммерции.

Интернет-торговля в России

Национальная ассоциация участников электронной торговли оценила годовые темпы роста интернет-продаж в России в 40%. Объем российского рынка электронной торговли в 2009 году оценивается в 190 млрд рублей. Темпы роста электронной коммерции замедлились в связи с экономическим кризисом, но прогноз на 2010 год остается высоким – эксперты ожидают роста на 30%.

Иван Кургузов, исполнительный директор oborot.ru, в интервью корреспонденту Infox.ru характеризует структуру российской интернет-торговли и перспективы ее развития: «Лидеры отрасли – это бытовая техника и электроника; книги, диски, аудио и видео; стройматериалы и товары для дома и различные билеты. В целом общее направление на лидерство этих категорий сохранится. Возможно, их не догонят в ближайшее время одежда и продукты или товары для детей, но у них тоже уже не так все плохо».

Но в абсолютном выражении объем рынка электронной коммерции в России очень низок. Так, объем рынка интернет-торговли составляет 0,49% от ВВП. Учитывая количество российских интернет-пользователей (по различным оценкам, до 40 млн человек), эта цифра может считаться мизерной.

Для сравнения: в США оборот рынка электронной торговли составляет 17% от ВВП, в Англии, Франции и Германии находится на уровне 14%.

Развитие рынка электронной коммерции в России тормозят несколько факторов.

Доставка и «последняя миля»

Проблема доставки товара покупателю – основной сдерживающий фактор электронной торговли в России. Иван Кургузов так характеризует ситуацию: «Очень большая страна, в которой нужно отправлять посылку с помощью железной дороги, автомобильного или авиатранспорта. Менее удобны (для покупателя. – Infox.ru) сроки. У нас есть большой инфраструктурный оператор – «Почта России». У него есть проблемы в деятельности. Они эти проблемы признают. Поэтому суммарно по стране доставлять не очень просто. А есть еще проблема «последней мили», то есть доставки товара курьером до квартиры.

В крупных мегаполисах есть курьерские службы, которые могут это делать. Эти курьерские службы работают тоже не идеально. В первую очередь потому, что сам по себе курьер – это такой человек, который работает временно. Ему ничего не интересно. Он может взять и уволиться. Поэтому доставка – это непреходящая головная боль интернет-магазинов…»

В крупных городах доставка также была серьезной проблемой еще несколько лет назад. Собственная курьерская служба требовала серьезного бюджета и становилась выгодной только на определенном этапе развития магазина. Аутсорсинг доставки также был недешевым удовольствием. Но за последние пару лет на рынок услуг по доставке товара для интернет-магазинов пришло несколько частных фирм. Благодаря возросшей конкуренции уровень оказания услуг вырос, а цены значительно снизились.

Прием платежей

С развитием системы банковских карт и электронных интернет-платежей проблема оплаты товаров в интернет-магазинах решена не была. Банковские карты до сих пор используются в большинстве случаев как «ключи к банкомату».

Объяснять нежелание российских пользователей расплачиваться банковскими картами при покупках онлайн их отсталостью не совсем корректно. Эта «отсталость» вызвана в первую очередь несовершенством законодательства, не обеспечивающего защищенность владельцев карт.

Например, в большинстве стран мира с развитой банковской системой достаточно одного звонка в банк, чтобы списанные деньги с карты были возвращены на счет в течение считаных минут. Поиск мошенников, доказательство правомерности списания денег со счета при этом становятся проблемой банка и правоохранительных органов. При такой схеме возрастает нагрузка на службу безопасности банка, падает защищенность банка от действий мошенников. Но при этом добросовестный пользователь карты чувствует себя защищенным, что вызывает большое доверие к банковским картам и электронным платежам.

О том, что проблема платежей в России не решена, говорит тот факт, что большинство российских интернет-магазинов предпочитает брать оплату за товар наличными при доставке. Магазины предпочитают доверить получение денег курьеру, даже работающему на аутсорсинге, так как часто это единственный способ оплаты, которому доверяют клиенты.

Медведев посоветовал ЕС перестать помогать Украине после удара "Орешником"
Реклама